+7(499)495-49-41

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Содержание

Свободные экономические зоны (СЭЗ)

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике.

СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий.

Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы.

СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году.

На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы.

Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом “Об особых экономических зонах в РФ”. Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон.

Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗСпециализация ОЭЗИнвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-ПетербургРазработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская областьРазработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, ТатарстанРазвитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентовОколо 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
ЛипецкВыпуск бытовой техники и комплектующих товаров1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
ТомскВыпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
ЗеленоградРазвитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхемОколо 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки.

Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Авторизация через сервис Loginza:

Источник: http://fincle.ru/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-sez.html

Свободная экономическая зона – это… Понятие, цели и классификация :

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Мировая экономика давно уже привыкла к такому особому инструменту развития, как свободная экономическая зона. Это эффективный способ привлечь инвестиции в регион и обеспечить рост производства или других видов хозяйственной деятельности.

Определение понятия «свободная экономическая зона»

Официально выделенные экономические территории были закреплены международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур в 1973 году в Киото. В самом общем виде свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой устанавливаются особые условия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении таможенного контроля и значительных налоговых льготах.

Сегодня нет окончательной терминологической ясности, и названия “свободная” или “особая экономическая зона” применяются как синонимы.

Сутью этого явления являются особые условия, которые существуют на ограниченной территории.

Организация таких зон всегда связана с решением определенной экономической задачи: развитие территории, привлечение инвесторов, создание нового вида хозяйственной деятельности.

Принципы существования свободных экономических зон

Вне зависимости от вида и страны размещения особые свободные экономические зоны создаются на основе следующих принципов:

  •  обязательное отсутствие любых таможенных пошлин на ввоз комплектующих для будущей продукции, оборудования и на вывоз произведенных товаров;
  •  налоговые льготы;
  •  государственные гарантии от любого вида конфискации и экспроприации имущества, принадлежащего иностранным инвесторам;
  •  набор льгот и привилегий разного характера для компаний, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны;
  •  свободное использование твердой конвертируемой валюты для всех видов транзакций.

Цели создания свободных экономических зон

Возникновение особых зон связано с решением насущных экономических задач. Свободная экономическая зона – это эффективный инструмент помощи региональным экономикам. Зоны способны помочь во многих случаях.

Они создаются при желании оживить средний и мелкий бизнес в депрессивном или дотационном районе страны, помогают выровнять уровень жизни в разных регионах, позволяют более эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы и многое другое. Именно поэтому существует довольно большой перечень целей, в которых показано создание свободной экономической зоны.

Цели могут различаться при рассмотрении их значимости для государства и для инвестора. Государственные интересы создания свободных экономических зон заключаются в следующем:

  • привлечение иностранных инвестиций, мобилизация капиталов, получение инновационных технологий для производства товаров и услуг;
  • создание большого количества новых рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров;
  • импортозамещение, производство внутри страны товаров, технологий и услуг для развития внутреннего рынка вместо импортирования товаров;
  • формирование возможной экспортной базы;
  • апробация новых приемов и методов менеджмента, законодательных и налоговых моделей, отработка навыков управления новыми системами, подготовка кадров.

Для инвестора актуальными являются следующие цели:

  • повышение прибыльности вложений за счет налоговых послаблений;
  • сближение производства и потребителя;
  • получение дешевой рабочей силы;
  • снятие различных административных барьеров при ведении бизнеса;
  • развитие территории и получение в связи с этим дополнительных возможностей для расширения бизнеса.

Функции свободных экономических зон

Любая свободная экономическая зона – это сложная полифункциональная система. К числу функций, выполняемых такими территориями, можно отнести:

  • повышение индустриализации региона и страны в целом;
  • интеграция национального рынка в мировую экономическую и производственную систему;
  • увеличение валютных вливаний в бюджет страны и региона;
  • развитие региона, в том числе за счет формирования высококвалифицированного персонала, насыщения рынка качественными товарами и услугами, создания дополнительных рабочих мест;
  • повышение эффективности использования имеющихся мощностей и ресурсов;
  • повышение роли страны в мировом экспорте;
  • мобилизация капиталов и предпринимательской среды.

Организационные формы свободных экономических зон

Каждое государство само выбирает форму особой зоны в соответствии с решаемыми задачами и особенностями экономики региона. Поэтому свободная экономическая зона страны может иметь различную функциональную и организационную форму. Всего выделяют 5 основных организационных типа таких территорий:

  • внешнеторговые, в которых главный вид деятельности – это импорт и экспорт, в них беспошлинная торговля сопровождается развитием транспортных систем, складских комплексов и т. п.;
  • технологические, эти зоны ориентированы на разработку, освоение и апробацию высоких технологий, они привлекают инновации в регион. Примером являются технополисы и технопарки;
  • комплексные производственные зоны, они могут быть основаны на создании товаров или предоставлении услуг, чаще всего создаются зоны по производству товаров массового потребления;
  • оффшорные зоны, которые привлекают капитал за счет снижения или отсутствия налоговых и таможенных сборов, клиентам предоставляются льготные условия на совершение операций с валютами;
  • сервисные зоны, создаваемые для развития одной услуги или их комплекса, например банковские или рекреационно-туристические зоны.

Виды свободных экономических зон

Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:

  • территориальные свободные зоны, которые созданы именно исходя из особенностей места, к ним относят открытые зоны, которые активно взаимодействуют с другими регионами, и анклавные, то есть такие, в которых есть ограничения по сотрудничеству с другими регионами;
  • функциональные зоны. Они создаются исходя из определенной функции, например производство определенных товаров или услуг.

По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:

  • на таможенные, в которых предоставляются существенные льготы на экспорт и импорт товаров, сырья, комплектующих;
  • налоговые, в таких зонах частично или полностью отменены различные виды сборов;
  • финансово-инвестиционные, в которых снижены ставки на различные виды сборов, предоставляются льготные условия кредитования и страхования;
  • административные, в которых действует упрощенный порядок регистрации и постановки на учет компаний, а также облегчен въезд и выезд иностранных граждан-инвесторов.

Немного истории

Режим свободных экономических зон в мире опробуется еще в 12 веке, когда в Европе возникает знаменитый Ганзейский союз, контролирующий торговлю на Балтийском и Северном морях. Члены союза пользовались различными льготами и привилегиями, что обеспечивало его успех и долговечность.

В 15-17 веках эксперименты с такими территориями проводились в Италии, России и Германии. К концу 19 века сложились благоприятные условия для возникновения подлинной особой зоны. Первая свободная экономическая зона страны появилась в немецких городах Гамбурге и Бремене.

Гамбург доныне сохранил свои привилегии благодаря исключительно выгодному расположению и развитой инфраструктуре.

В 20 веке появление свободных экономических зон становится распространенным явлением, в 70-х годах формируется международный правовой механизм, который позволил очень многим государствам открыть такие территории.

Мировой опыт

Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:

  • ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
  • бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
  • китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.

Российская практика

Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке.

Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции.

Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.

В конце 20 века появляются новые проекты: внешнеторговая зона возле аэропорта Шереметьево, технологическая в Зеленограде, туристско-курортная на Кавказе. В стране постепенно формируется свой подход к функционированию таких территорий, однако их деятельность сталкивается со значительными трудностями.

Особенности свободных экономических зон в России

В 2000-х годах Россия начинает серьезно подходить к развитию особых территорий, чтобы привлечь иностранный капитал и поддержать высокотехнологичные отрасли экономики.

В России сформировались следующие зоны свободного экономического развития:

  • промышленные (Елабуга, Липецк, Тольятти и др.);
  • инновационные (Зеленоград, Дубна, Фрязино и др.);
  • туристические (Иркутск, Бурятия, Алтай и др.);
  • портовые (Хабаровск, Ульяновск, Мурманск).
  • 26.03.2016
  • 0
  • Бизнес статьи

Источник: https://BusinessMan.ru/new-svobodnaya-ekonomicheskaya-zona-eto-ponyatie-celi-i-klassifikaciya.html

Понятие, цели и виды свободных экономических зон

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированныев национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные(импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые  — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

– Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

– Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

– Портовые зоны.

– Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ “Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны.

Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества.

Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

–  автомобилей и автокомпонентов;

–  строительных материалов;

–  химической и нефтехимической продукции;

–  бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

–  нано- и биотехнологии;

–  медицинские технологии;

–  электроника и средства связи;

–  информационные технологии;

–  точное и аналитическое приборостроение;

–  ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов.

Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство.

С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере.

С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами в целях .… читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/ponyatie-tseli-i-vidi-svobodnich-ekonomicheskich-zon-177

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Одним из крупных и перспективных проектов, организованных российским Правительством, является создание свободных, особых или специальных экономических зон.

Все эти понятия являются равнозначными и произошли спонтанно.

«Особая» и «свободная» упоминаются в законодательных актах России для обозначения одного и тоже явления, а «специальная» явилась в результате дословного перевода оригинального английского термина special economic zone. В любом случае подразумевается обеспечение особых условий хозяйствования на определенных территориях.

С широкой позиции СЭЗ берут истоки еще из средних веков. Например, в XVI веке в Тоскане Италии был утвержден свободный торговый режим — без налогообложения. Позже, в XVII веке, такие же условия объявлялись в триестском порту Италии и шибеникском порту во владениях Венеции (ныне в Хорватии).

СЭЗ современного типа широко стали распространяться в 70-х годах прошлого столетия, а одной из первых зон свободной торговли был аэропорт Шэннон в Ирландии.

На сегодняшний день в мировых масштабах насчитывается до 2000 СЭЗ, в которых оборачивается как минимум десятая часть мировых денег.

Российские СЭЗ с законодательной поддержкой установились массово в 1990 году — в Ленинграде, Калининградской и Сахалинской областях, Алтайском и Приморском краях, Еврейской АО и т.д.

Современная правовая база СЭЗ — это Федеральный закон №116-ФЗ от 22 августа 2005 года.

Цели образования

Каждое государство, вводящее СЭЗ, преследует свои индивидуальные цели. Для некоторых стран важно достижение с помощью льготных территорий инвестиционного притока и катализа экономики.

Другие государства используют СЭЗ как поднятие всех преград, мешавших предпринимателям активно действовать на национальном рынке.

Какие бы причины не были у истоков решения любого государства, существуют комплексы целей и мотивов для образования СЭЗ, универсальные в любой стране.

Комплексы:

  • экономические;
  • социальные;
  • технологические.

Экономические

Сред них:

  • рост валютных вкладов на внутреннем рынке;
  • увеличение и привлечение внешних и внутренних инвестиционных вложений и развитие на этом фоне промышленности;
  • интеграция национальной экономики в мировую и международные рыночные системы;
  • развитие экспорта, производства экспортной продукции.

Социальные

Социально-регулятивные основания:

  • возрастание национального предложения высокотехнологичных товаров;
  • подготовка, обучение и выпуск компетентных и квалифицированных специалистов, инженерных, административных, экономических экспертов;
  • борьба с безработицей, повышение числа рабочих мест, занятости;
  • развитие регионов.

Технологические

В наукоемкой и технической областях также заметны положительные результаты:

  • открытие возможностей для реализации административного, умственного труда;
  • работа с инновационными технологиями России и зарубежья;
  • наращивание опыта, использование научных открытий, исследовательских достижений;
  • общее повышение эффективности производства, улучшение общей системы функционирования региона.

Государственные

С позиции государства СЭЗ создаются для:

  • притока капиталов и новых технологий производства услуг и товаров;
  • новые способы управления и использования трудовых ресурсов;
  • образование занятости и привлечение высококвалифицированных кадров;
  • расширение экспорта;
  • замена на рынке импортной продукции отечественной (импортозамещение).

Инвестиционные

Инвесторы также имеют свои интересы при формировании зон свободной экономики:

  • смягчение контрольных требований при входе в деятельность;
  • развитие территориальной зоны;
  • приобщение более дешевого труда;
  • подход к инфраструктуре;
  • экономия за счет отсутствия ввозных и вывозных платежей;
  • укрепление связи производственного процесса с покупателями.

Подготовка к образованию и виды

Для эффективности и отдачи СЭЗ требуется привести территорию в соответствие условиям:

  • здоровая политическая среда;
  • готовность трудовых, кадровых сил;
  • присутствие необходимых элементов инфраструктуры;
  • расположенность вблизи государственной границы;
  • достаточный уровень социальной сферы, развитость социальных программ и объектов.

Торговые

Такие СЭЗ функционируют вне таможенных границ и юрисдикции только одного, отечественного государства. На территории происходит упорядочение и хранение продуктов, их приготовление к реализации (упаковка, фасовка, контроль качества, техники безопасности, соответствия стандартам, маркировка и пр.).

Типы:

  1. Порты — свободные территории портов (бассейнов, причалов, окружающей территории с хранилищами, цехами и т.д.), находящееся вне таможенных границ страны, т.е. без действия таможенных и налоговых сборов. Пример — Вентспиллский свободный порт в Латвии, лидирующий порт Прибалтики по обороту груза.
  2. Города — территории целых городов, свободные от законодательных норм окружающих стран и функционирующие автономно. Примеры — свободный Фиуме, независимое государство-город в Европе, чья автономность была разрушена при Первой мировой войне, а в 1924 году Италия произвела аннексию территории. Другие свободные города — Монако, Сингапур, Ватикан, Гонконг.
  3. Зоны свободной торговли — это не то же самое, что объединения государств для льготной торговли.
  4. Таможенные зоны — таможенный режим, организованный по такой модели, что ввоз и вывоз товаров имеет существенные преференции,  регламентация таких свободных участков приведена в Конвенции Киото 1973 года «О гармонизации и упрощении таможенных процедур». Примеры — Магаданская СТЗ, Калининградская СТЗ.
  5. Магазины беспошлинной торговли (duty free shop) — действительные магазины, осуществляющие реализацию товаров без включения в стоимость акцизов, таможенных пошлин и НДС, причем покупатели производят вывоз этих продуктов. Размещаются в вокзалах, аэропортах, портах и представляют в ассортименте парфюмерию, табачные и алкогольные продукты, ювелирные изделия, продукты питания. Примеры — Международная сеть Duty free shop в аэропортах, сеть магазинов Dufry, крупнейшая дубайская сеть беспошлинных магазинов и торговых центров.

Промышленные

Данная категория входит в таможенную территорию национальной страны и сводится к промышленности продукции. Мотивация инвесторов происходит за счет крупных льгот. Среди главных целей — замещение рынка ввозимых товаров и экспортный импульс.

Типы:

  • отраслевые зоны;
  • зоны промышленных организаций;
  • промышленные парки — промышленный парк Москвы;
  • зоны экспортного производства.

Категория не входит в таможенную территорию государств и сводится к деятельности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В зоне функционируют комплексы институционных, конструкторских, проектных, наукоемких организаций.

Типы:

  1. Технические полисы — муниципалитеты с высоким уровнем наукоемкой и технологической мощности, с наличием научной и производственной инфраструктурной системы. Примеры — технополис Обнинск — атомные разработки, калининградский полис GS – инновационное производство, подмосковный наукоград Сколково — новейшие технологии.
  2. Технические парки — комплексы, состоящие из научных институтов, учебных учреждений, индустриальных и деловых центров, объектов обслуживания — жилые здания, дороги, транспорт, система безопасности и охраны. Примеры — Силиконовая долина в Калифорнии.

Сервисные

Территории, на которых действуют фискальные послабления и размещены организации, занимающиеся исполнением услуг, являются сервисными зонами.

Типы:

  1. Туристические — зоны, образуемые для повышения туристического потенциала, наращивания системы лечебно-санаториальных услуг, добычи минералов, подземных вод и других оздоровительных ресурсов. Примеры — краснодарская зона, ставропольская зона, иркутские «Ворота Байкала», бурятская «Байкальская гавань», «Алтайская долина», калининградская «Куршская коса».
  2. Страховые.
  3. Финансовые.
  4. Банковские.
  5. Офшорные зоны — налоговые «убежища» для предпринимателей, осуществляющих деятельность на территориях государств, а регистрацию и налогообложение в пределах офшора. Примеры — Монако, Андорра, Лихтенштейн, множество островов. На федеральном и международных уровнях постоянно предлагаются меры по противостоянию офшорам для пресечения уклонения от уплаты налогов и других экономических преступлений.

Российская история

Свободные экономические зоны воспринимаются мировой теорией как эффективный механизм государственного регулирования.

В России первые СЭЗ стали формироваться в 1990 году, как упоминалось выше, а в дальнейшем более 15 лет образование, наращивание потенциала, жизнеобеспечение и работа этих территориальных комплексов осуществлялись беспорядочно и без четкого планирования и прогнозов.

Такое состояние обуславливалось пробелами в правовой и законодательной основах, беспрерывными расхождениями и конфликтами в позиционировании субъектов России и федерального уровня в части предоставления преференций СЭЗ и полномочий по их администрированию.

На сегодняшний день положения особых экономических зон преобразилось. Прежние противоречия и проблемы решило принятия Федерального закона №116-ФЗ, который четко урегулировал вопросы образования целей и задач, функций и деятельности СЭЗ в Российской Федерации, материального и финансового обеспечения.

В 116-ом законе содержатся:

  • регулирование правоотношений, касающихся СЭЗ;
  • цели образования зон;
  • типовая классификация;
  • требования при формировании СЭЗ;
  • режим налогообложения;
  • администрирование;
  • условия прекращения деятельности зон;
  • и т.д.

В законе не дается подробное изложение налогообложения особых зон, но приводится ссылка на Налоговый кодекс, который вобрал широкие льготы и преференции для СЭЗ и других субъеков.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

Появление стройной законодательной основы значительно развило сферу СЭЗ в России и решило прежние трудности функционирования этих систем.

При этом №116-ФЗ принят не так давно, только в 2005 году, следовательно, в данной области еще не укрепилась емкая судебная практика и правовые основы, но такие процессы непременно произойдут в будущем и будут способствовать совершенствованию законодательной базы СЭЗ.

Мировой опыт организации

Согласно статистике последних лет, мировое число СЭЗ по оценкам различных специалистов, ориентирующихся при идентификации зон на разные характеристики, превышает 2000: от свободных портов и городов-государств до технополисов и магазинов льготной торговли.

В США насчитываются более 50 СЭЗ, которые обеспечивают не менее 3% отечественного импорта и почти такой же процент вывоза, в Южной Корее свободных зон не меньше 170.

СЭЗ активно функционируют в большинстве стран, в том числе граничащих с Россией. Например, в Белоруссии каждая административно-территориальная область обеспечена одной СЭЗ: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Могилёв».

Функции

  1. Создание программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры.
  2. Разработка и промышленность аналитических приборов.
  3. Цифровое приборостроение, разработка новых летательных аппаратов, исследование различных источников энергии.
  4. Проектирование и изучение микросхем, интеллектуальных систем навигации.

  5. Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также создание новых материалов.
  6. Произведение новой бытовой техники с комплектующими к ней.
  7. Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники.
  8. Инновационная химическая и иная промышленность.

Более полная информация по свободным экономическим зонам в России представлена ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/svobodnye.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.