+7(499)495-49-41

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Содержание

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2017 году

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2017

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом №613н от 8.09.2015 г Минтруда РФ. Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в сфере практического управления персоналом.

Должностная инструкция методиста с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Читать статью

Скачать документы по теме:

Утвержденный документ используется и учитывается при:

  • формировании кадровой политики;
  • заключении трудовых договоров;
  • планировании обучения;
  • проведении оценки и аттестации;
  • установлении системы оплаты труда.

Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.  

Подробнее о профстандарте педагога дополнительного образования в 2017 году читайте в статьях:

В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

  • преподавателей;
  • тренеров-педагогов;
  • педагогов дополнительного образования;
  • педагогов-организаторов;
  • методистов.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

При формировании штатного расписания и составлении должностных инструкций, оформлении трудовых договоров руководители обязаны учитывать основные требования профессионального стандарта. Для управляющих должностей педагогического состава предлагаются названия должностей:

  • старший преподаватель;
  • старший тренер-педагог;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • старший педагог-организатор;
  • старший методист.

Компетенции педагога дополнительного образования:

  • организация деятельности по эффективному усвоению знаний, развитию умений и навыков;
  • создание условий для развития и формирования творческих способностей;
  • удовлетворение всех потребностей интеллектуального, нравственного, физического совершенствования;
  • организация досуга;
  • занятия по укреплению здоровья;
  • формирование профессиональной ориентации учащихся;
  • помощь при освоении программ дополнительного образования.

Профстандарт педагога дополнительного образования 2017

Профстандарт педагога доп. образования содержит требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска. При заключении трудового договора, составлении должностной инструкции работодателю необходимо учитывать основные параметры.

О должностной инструкции специалиста по персоналу по профстандарту читайте здесь

Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Требования к образованию профстандарта педагога доп. образования:

  • среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • высшее образование по направленности бакалавриат;
  • дополнительное профессиональное образование, соответствующее направленности или профилю общеобразовательных программ или преподаваемому учебному курсу.

При отсутствии специального педагогического образования, профессиональная программа осваивается после трудоустройства. Освоение дополнительных программ по соответствующему профилю рекомендовано один раз в три года.  

Требования к опыту

Старший преподаватель, старший тренер-педагог, старший педагог дополнительного образования, старший педагог-организатор, старший методист обязаны иметь опыт практической работы не менее двух лет.

К остальным преподавателям дополнительного образования такие строгие требования не предъявляются. Трудоустройство возможно без опыта практической деятельности непосредственно после получения специального образования.

Справка

Особые условия допуска к работе с учетом профессионального стандарта педагога дополнительного образования:

  1. прохождение предварительного, периодического, внеочередного медицинского осмотра в соответствии с законодательством РФ;
  2. прохождение аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности;
  3. отсутствие любых ограничений на осуществление педагогической деятельности.

  Трудовые обязанности:

  • набор и обучение учащихся по дополнительным общеразвивающим программам;
  • обучение по дополнительным предпрофессиональным программам;
  • организация, мотивация, стимулирование деятельности учащихся;
  • консультации по вопросам профессионализации;
  • коррекция, контроль и помощь в деятельности на занятиях;
  • модернизация, разработка оснащения для успешной деятельности;
  • формирование предметно-пространственной среды для успешного освоения дополнительных общеобразовательных программ обучения.

Как применять профстандарт педагога дополнительного образования

Профстандарт педагога дополнительного образования разработан для осуществления успешной профессиональной деятельности. Применять его обязаны работодатели при формировании систем управления и кадровой политики.

При наборе персонала стоит уделять особое внимание профессиональной подготовке и уровню квалификации соискателей. При таком способе в дальнейшем не придется затрачивать дополнительные средства для организации профессионального обучения.

Независимо от уровня образования педагогов дополнительного образования, осваивать новые методики обучения и развития рекомендуется не реже одного раза в три года.

Это позволит внедрять современные методики в профильные и общеобразовательные программы.

Также это способствует тому, чтобы работать успешно в меняющихся условиях, когда требования к системам обучения претерпевают соответствующие изменения.

Учитывая профстандарт педагога дополнительного образования при разработке должностных инструкций, можно избежать ошибок.

Должностная инструкция преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Умения по профстандарту педагога дополнительного образования по освоению общеобразовательных программ не описаны подробно в квалификационном справочнике. Соответственно, работодателю необходимо учитывать требования всех существующих нормативных документов и действующих законов.

Какими умениями должен обладать педагог, помогающий освоить общеобразовательные программы:

диагностировать задатки и предрасположенность, способности к творческой деятельности, определенным видам искусства, спорта;

применять общеразвивающие программы с учетом возрастных особенностей детей;

устанавливать благоприятный психологический климат для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы;

использовать современные формы и методики, помогающие эффективно усваивать материал.  

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

  • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
  • изучение рынка услуг;
  • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.

Должностная инструкция старшего преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

  • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
  • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
  • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
  • апробировать разработанные инструменты;
  • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
  • обрабатывать первичные результаты.

Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

  • внедрение эффективных методик усвоения;
  • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
  • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
  • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

Необходимые знания

Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

  • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
  • основными правилами создания информационных материалов;
  • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
  • техниками и приемами убеждения;
  • способностями слушать собеседника;
  • приемами вовлечения в деятельность;
  • способами быстрого разрешения конфликтов.

Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.   

Источник: https://www.kdelo.ru/art/382432-qqq-17-m5-primenenie-profstandarta-pedagoga-dopobrazovaniya

Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт :

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Особенности внедрения документа

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования.

На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения.

Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории “дополнительное образование”

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования – реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники.

Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

Заключение

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования.

Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы.

По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

Источник: https://BusinessMan.ru/profstandart-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kvalifikatsiya-i-trebovaniya-k-pedagogu-dopolnitelnogo-obrazovaniya-professionalnyiy-standart.html

Профстандарт педагога дополнительного образования 2018

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Не так давно на территории Москвы прошёл очередной всероссийский съезд сотрудников дополнительного образования. В нём приняли участие более 4 сотен педагогов, представителей органов культуры и образования, а также экспертов молодёжной политики.

На протяжении 3 дней поднимались и решались важные вопросы, а также обсуждалась реализация возможности развития дополнительного образования для детей РФ и стратегия по их воспитанию.

Проще говоря, оговаривалось то, каким должен быть профстандарт педагога дополнительного образования 2018 года, чтобы появилась возможность его использования на законных основаниях.

Последние сведения

Сразу же важно понять, почему сие задание касается именно 2018 года. Для этого придётся подробно изучить последние новости относительно оглашённого вопроса. Оказывается, именно к тому моменту должны быть предприняты некие меры, с помощью которых удастся усовершенствовать нынешнюю процедуру подготовки и переподготовки педагогов, а также их аттестации.

Профессиональный стандарт для педагога, как отдельный элемент обсуждения, состоит из большого количества важных элементов, о которых в обязательном порядке должен помнить каждый учитель или воспитатель. Для этого придётся отметить самые ключевые моменты.

1. К педагогам дошкольного образования предъявляются особые требования:

  • среднее или высшее профессиональное образование в соответствующей дисциплине или образовательной организации;
  • отсутствие необходимости в опыте практической работы.

2. К подобной работе нельзя допускать лица, относящиеся к следующему списку:

  • имевшие или имеющие на данный момент судимость;
  • лишённые права на профессиональную и трудовую педагогическую деятельность;
  • имеющие ряд заболеваний, указанных в специальном перечне;
  • признанные недееспособными.

3. К преподавателям подобной сферы выдвигаются специальные обязанности, отражающие специфику их будущей деятельности. Для этого педагог должен владеть набором соответствующих умений и знаний.

Обязанности профессионала в дошкольном образовании РФ

Чтобы определить, сможет ли той или иной специалист в области педагогики осуществлять столь важные обязанности, следует перечислить требования к его знаниям и умениям.

1. Определить специфику правильно налаженного дошкольного образования и организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Точно знать главные закономерности развития детей в ранние годы их жизни, а также особенности развития их деятельности в этот период.

3. Умение правильно организовать для дошкольников разные виды деятельности. В этом списке должны присутствовать игровые, предметно-манипуляционные и самостоятельные виды занятий для малышей.

4. Владения сведениями о теории и методике познавательного, физического и личностного развития ребят дошкольного возраста.

5. Умение планировать или дорабатывать действующие образовательные наставления.

6. Возможность спланировать, ввести в действие и проанализировать образовательную работу с детьми от 4 до 7 лет, соответствующую ФГОС дошкольного образования.

7. Участие в обеспечении и создании правильной, а также безопасной и психологически комфортной среды обучения.

8. Реализация рекомендаций психологов, дефектологов и логопедов, касательно обучения детей, испытывающих трудности в освоении стандартной образовательной программы.

9. Владение средствами и методами педагогическо-психологического просвещения родителей дошкольников, а также умение грамотно выстраивать взаимодействие с каждым из них для решения повсеместных образовательных задач.

10. Владение компетенциями информационного типа, необходимыми для достоверного планирования и обучения детей раннего возраста.

Понятно, что перечисленный перечень требований — малая часть того, чем действительно должен владеть любой педагог дошкольного образования. Очень важно, чтобы такой профессионал использовал в работе полезную информацию, взятую из профстандарта, вступающего в силу в 2018 году.

Новые цели специалиста отмеченной области

Для всех воспитателей и педагогов в будущем году вводиться новый профстандарт, касающийся 5 видов квалификации. Каждый из них — набор важных требований к способностям учителей, выдвигаемых на основании решения поставленных перед ними задач.

В отмеченном документе имеется перечень важных компетенций, адресат которых — педагогические сотрудники. Например, чтобы провести полноценную воспитательную работу, учителю необходимо уверенно владеть 18 разнообразными навыками и умениями, тогда как для полноценного развития воспитанника их число должно быть увеличено до 20.

По мнению разработчиков такой платформы, отмеченный перечень считается больше ориентиром, на который следует обращать внимание в процессе создания личного плана работы, с учётом главных особенностей и задач.

При этом сами педагоги в таком свете превращаются в неких социальных терапевтов, задача которых — определить наличие у детей проблем психолого-педагогического характера.

Именно посему современный профстандарт для учителей дошкольников уделяет особое внимание реализации задач особого образования, и поддержке одарённых или уязвимых учеников. Важно при этом обладать навыками работы с ИКТ, дифференцируемой на следующие уровни:

  • предметно-педагогический;
  • общеобразовательный;
  • пользовательский.

Самим разработчикам профстандарта для педагогов дошкольного образования пришлось распрощаться с привычным подходом к анализам полученных результатов учителей.

В нём есть место, где указывается ряд положений, касающихся более гуманных критериев оценивания, где отражается уровень необходимой преподавательской компетенции.

К примеру, педагогу важно быть готовым к работе с детьми, имеющими разный уровень развития.

Возможно ли скорое внедрение нового профстандарта для педагога?

По словам отечественных преподавателей, в Российских школах практически нет благоприятных условий для выполнения требований, перечисленных в профстандарте для педагога дошкольного образования 2018 года. проблема — дефицит специалистов узкой направленности (дефлекторов, психологов и тьюторов) и недостаточность финансирования.

Нынешние школы нуждаются в создании специальной сферы для учеников, в которой на важной позиции будут стоять весьма примитивные вещи: специальные места в столовой, нормальные туалеты, пандуса, удобные подъезды к зданию. К тому же многим учителям приходится работать сверх нормы, посему рассчитывать на индивидуальный подход к отдельному ребёнку весьма проблематично.

Остаётся надеяться, что вскоре правительство РФ позаботится о создании нормальных условий для налаживания нужного процесса обучения дошкольников.

Источник: https://2018-gody.com/layf/obrazovanie/profstandart-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2018/

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Внедрение профстандарта в отношении педагогов, занимающихся дополнительным образованием, очень актуально в настоящее время, ввиду чего обсуждается специалистами и экспертами.

Государственная власть пытается унифицировать требования к гражданам, претендующим на замещение каких-либо должностей и уравнять возможность трудоустройства. Одним из самых главных инструментов достижения вышеописанных целей является разработка и внедрение профессиональных стандартов.

Часть 1 ст. 195 ТК РФ определяет документ, как перечень квалификационных характеристик, которыми должен обладать специалист для выполнения должностной инструкции. В основе разработки каждого профессионального стандарта лежит Постановление Правительства № 23, утвержденное в январе 2013 г.

Это означает, что за содержанием документа и степенью его применения отвечает и следит Министерство труда и социальной защиты РФ. При этом в части 3 ст.

195 ТК РФ закреплено, что если профстандарт содержит требование к определенному квалификационному уровню, то директор учреждения должен руководствоваться именно им и не вправе спрашивать другое.

Нельзя забывать и о том, что уровень квалификации, опыта и других требований, необходимых для качественного исполнения обязанностей, изложенных в должностной инструкции, могут содержать и иные нормативные акты, например, Единый тарифно-квалификационный справочник.

Структура

Профстандарт составлен таким образом, чтобы работодателю было понятно, каким трудовым функциям должен соответствовать тот или иной педагог, начиная от воспитателя в детском дошкольном учреждении и заканчивая учителем среднего звена. Вне зависимости от места работы (детский сад, школа и т.д.), специалист должен располагать необходимым уровнем квалификации в воспитании, обучении и развитии детей.

Ключевые моменты

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования состоит из следующих разделов:

  1. Сведения общего характера. Здесь отражен перечень видов деятельности, которыми может заниматься специалист.
  2. Трудовые функции. Из этого раздела можно почерпнуть информацию о том, чем именно может поинтересоваться потенциальный руководитель при проведении собеседования с целью трудоустройства.
  3. Характеристика трудовых функций обобщенного характера. Здесь содержатся требования к уровню образования, к направлению профессиональной подготовки, к имеющемуся опыту работы, к особым условиям допуска к работе.
  4. Информация о разработчике профстандарта.

Основные обязанности

Воспитатель или педагог дополнительного образования, трудящийся в стенах какого-либо образовательного учреждения, является ключевой фигурой в активно реализуемой реформе образования. Современный мир меняется очень стремительно, поэтому специалист, трудоустраивающийся в детский сад должен быть готов к тому, что при собеседовании у него могут поинтересоваться:

  1. Наличием необходимого уровня образования, желательно высшего. При этом уже трудящемуся педагогу, получившему в свое время только среднее профессиональное образование, работодатель должен обеспечить оптимальные условия, позволяющие совместить работу и повышение квалификационного уровня.
  2. Знаниями предметной дисциплины и пониманием обучающей программы в целом.
  3. Умениями и навыками в области планирования, ведения урока, а также оценки степени достижения желаемого эффекта.
  4. Владением способами и методами обучения, которые выходят за рамки стандартного урока (например, экспериментальное исследование или практическое занятие в полевых условиях).
  5. Умением пользоваться специальными подходами к обучению, способными вовлечь в занятие всех без исключения детей. В данном случае речь идет об особенных ребятах: с каким-либо ограничениями здоровья, не владеющих русской речью, о детях-вундеркиндах, одаренных в определенной области и т.д.
  6. Умением объективно подходить к определению уровня знаний подопечных.
  7. Владением методами эффективного контроля.

Требования к педагогу дополнительного образования по профстандарту

Кроме того педагог дополнительного образования должен обладать знаниями и умениями в области воспитательной работы, а именно:

  1. Применение методов воспитания, как во время занятий, так и после них.
  2. Организация активных мероприятий (походы и экскурсии).
  3. Расширение кругозора подопечных посредством музейной педагогики.
  4. Регулирование поведения детей в целях соблюдения безопасности.
  5. Установление четких правил, разделяющих воспитательный, обучающий и игровой процессы.
  6. Общение с детьми должно происходить без нанесения вреда их достоинству.
  7. Способность нахождения ценностного аспекта учебных знаний, понятного для учащихся.
  8. Создание в реальной жизни ситуаций и событий, основная цель которых заключается в развитие эмоциональной стороны ребенка.
  9. Способность воспитывать подопечных с учетом культурного различия, половозрастной группы или персональных особенностей.
  10. Умение взаимодействовать с педагогическим коллективом и другими специалистами, например, занимающимися духовно-нравственным развитием.
  11. Способность заботиться о достоинстве и защите интересов детей.

При исполнении должностных обязанностей педагог не может обойтись без следующих личностных качеств и профессиональных компетенций:

  1. Готовность к ежедневному общению с разными детьми, вне зависимости от реальных способностей к обучению, психических и физических особенностей здоровья и т.д. Воспитатель должен уметь оказывать помощь любым детям.
  2. Умение наблюдать за поведением детей и своевременно замечать проблемы, связанные с индивидуальными особенностями.
  3. Владение различными психологическими подходами: культурно-историческим, деятельным и развивающим.
  4. Способность понимания документов специалиста другого профиля (психолога, логопеда, дефектолога и т.д.).
  5. Умение использовать педагогические приемы для оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  6. Активное участие в психолого-медико-педагогических консилиумах.
  7. Составление персональных развивающих программ в составе группы специалистов.
  8. Заступничество за детей, которых не желает принимать коллектив.
  9. Анализ динамики развития подопечных.
  10. Обеспечение минимально необходимого психологического комфорта в детском учреждении образовательного назначения.
  11. Способность диагностировать личностные особенности и возрастные характеристики каждого ребенка и коллектива в целом.
  12. Владение основными законами благополучия в семье, способность обсуждать и решать проблемы детей совместно с их родителями.

Дошкольный уровень образования требует от педагога-воспитателя наличия определенных профессиональных компетенций. Работа в дошкольном образовательном учреждении является очень специфичной, поэтому специалист должен быть готов к этому.

Обучение деток, находящихся в раннем или дошкольном возрасте, требует особого внимания, ведь каждый ребенок – это личность, пусть и находящаяся на этапе становления.

Педагог дополнительного образования должен уметь:

  • организовывать предметно-манипулятивный и игровой процесс, а также учить детей совместной и самостоятельной работе;
  • уметь развивать дошколят с физической, познавательной и личностной стороны;
  • воплощать в жизнь рекомендации психологов и других специалистов, целью которых является адаптация детей с особенностями развития или ребят, которым образовательная программа дается очень сложно;
  • корректировать задачи, установленные образовательной дошкольной программой.

Педагог-воспитатель занимается образованием, воспитанием и развитием как совсем маленьких детей, так и дошколят. В соответствии с возрастом каждый ребенок должен располагать определенными знаниями и навыками.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования создан для систематизации требований, предъявляемых к профессии, чтобы каждому гражданину при выборе подходящего направления было понятно, какие именно требования к нему будут предъявляться.

Интересный и полезные вебинар о профстандарте педагога дополнительного образования для детей и взрослых.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/pedagog-dopobrazovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.