+7(499)495-49-41

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Содержание

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Сколько нужно шагать по карьерной лестнице новичку, чтобы из линейного сотрудника превратиться в руководителя контрактной службы? Профстандарт выделяет четыре ступени компетенции. Перечислим, что нужно научиться делать, чтобы подняться по ним.

В профстандарте «Специалист в сфере закупок», который применяется с 1 июля, перечислены все знания и навыки, которые нужны на каждом этапе работы по закупкам. Профстандарт состоит из четырех разделов. Они называются обобщенными трудовыми функциями.

Каждая функция включает перечень компетенций и практических навыков, которыми специалист должен владеть в подтверждение соответствия своей должности профстандарту.

В больших организациях на каждой из функций может быть закреплен отдельный сотрудник. В маленьких, где есть только контрактный управляющий, он будет в едином лице выполнять все функции по закупкам. Профстандарт обязывает контрактного управляющего обладать большей компетенцией, чем отдельно взятый сотрудник контрактной службы.

Для чистоты эксперимента рассмотрим идеальный вариант и предположим, что на службу приходит новичок, претендующий на низовую должность в контрактной службе и на первую ступень профкомпетенции согласно стандарту.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:         

Расскажем, что нужно уметь, чтобы начать работу в должности контрактного управляющего. И выделим «добавочную стоимость», которую нужно прибавить к своим компетенциям, чтобы перейти на следующие профессиональные ступени.

Стартовая ступень. Функция «Обеспечение закупок»

Чтобы начать работать на самой простой должности в контрактной службе заказчика, не обязательно даже иметь высшее образование. Достаточно среднего профессионального.

И хотя люди без высшего образования крайне редко работают в закупках, в крупных ведомствах в структуру контрактных служб могут входить сотрудники со средним образованием.

Такие бывают, например, в учреждениях здравоохранения, где к закупкам могут привлекать фельдшеров или медсестер.

Как применять профстандарты в отношении экспертов в сфере закупок?

Важно, что вне зависимости от базового образования сотрудника (среднее, бакалавриат, магистратура, специалитет) у него обязательно должна быть корочка дополнительного профессионального образования в сфере закупок по 44-ФЗ (например, по курсу «Управление закупками»). До конца 2016 года допустимо иметь корочку о прохождении курса о размещении заказов (по 94-ФЗ).

Для начинающего специалиста, в том числе студента, путь в контрактную службу лежит через такие должности, как:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Профстандарт определяет функцию «Обеспечение закупок» одновременно как самую начальную, но также как самую универсальную.

В этом логика профстандарта не очень понятна. Речь даже не о том, что знаний, полученных в институте (или на курсах повышения квалификации), начинающему специалисту никак не хватит.

Проблема в том, что именно вкладывает профстандарт в блок компетенций «Обработка результатов закупки и заключение контракта». С одной стороны, сотрудник выполняет простые технические функции вроде анализа цен на рынке.

С другой стороны, профкомпетенция специалиста должна быть столь высока, что заказчик позволит ему даже подписание контракта.

Специалист стартовой ступени, согласно профстандарту, занят на трех блоках по обеспечению закупок. Он должен уметь:

  • собирать предварительные данные о потребностях заказчика, ценах на товары, работы, услуги;
  • готовить закупочную документацию;
  • обрабатывать результаты закупки и заключать контракт.

Таблица 1 показывает, что должен уметь делать сотрудник, назначенный на каждый из трех функциональных блоков начального уровня.

Таблица 1

Блоки задач по обеспечению закупок
Сбор данных о потребностях заказчика, ценах на товары, работы, услугиПодготовка закупочной документацииОбработка результатов закупки и заключение контракта
Что должен делать сотрудникОбрабатывать информацию о ценах на товары, работы, услугиФормировать НМЦКАнализировать поступившие заявки
Направлять приглашения принять участие в процедуре потенциальным поставщикамОписывать объект закупкиОрганизационно обеспечивать работу закупочных комиссий
Обрабатывать и хранить информацию/документы (в т. ч. полученные от поставщиков)Описывать требования к участникуОбрабатывать заявки, проверять банковские гарантии, подводить итоги закупочной процедуры
Формировать порядок оценки участниковГотовить протоколы заседаний закупочных комиссий
Составлять проект контрактаРазмещать результаты закупки
Составлять закупочную документациюНаправлять приглашения заключить контракт
Размещать извещение и документациюПроверять документы перед заключением контракта
Проверять документацию для проведения закупочной процедурыПодписывать контракты с поставщиками
Проводить мониторинг поставщиковРазмещать отчеты об исполнении, расторжении контрактов, санкциях к поставщикам
Готовить документы о приемке результатов исполнения контракта
Оплачивать поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу
Оплачивать суммы по банковской гарантии
Проводить возврат обеспечения контракта

Для того чтобы перескочить на следующую, вторую, ступень, сотрудник должен:

Вторая ступень. Функция «Осуществление закупок»

На второй, продвинутой ступени компетенции должности сотрудников могут называться так:

Соотнесение задач по закупкам с умениями сотрудников показано в табл. 2.

Таблица 2

Блоки задач по осуществлению закупок
Составление планов и обоснование закупокПроведение процедур закупок
Что должен делать сотрудникАнализировать конкурентную среду на рынках товаров, работ, услугВыбирать оптимальный способ определения поставщика
Организовывать общественное обсуждение закупокПривлекать спецорганизацию для отдельных функций определения поставщика
Составлять план закупок, вносить изменения в планСогласовывать требования к товарам, работам, услугам (в т. ч. НМЦК) и нормативным затратам заказчика
Размещать в ЕИС план закупок и изменения в негоКонтролировать разработку проектов контрактов
Готовить обоснование закупкиСоставлять и размещать отчет об объеме закупок у СМП
Разрабатывать план-график и вносить изменения в негоСоставлять отчетную документацию
Размещать план-графикОбрабатывать формировать и хранить данные
Организовывать утверждение заказчиком плана закупок и плана-графика
Определять и обосновывать НМЦК
Уточнять в рамках обоснования цену контракта для ее указания в извещении

Компетенцию второго уровня профстандарт признает достаточной даже для руководителей контрактных служб. Как правило, это контрактные службы небольших ведомств либо же таких заказчиков, у которых экспертиза и приемка контракта вынесены в отдельное структурное подразделение.

Продолжение статьи читайте в журнале Госзакупки.ру и вы узнаете об остальных двух уровнях компетенции контрактного управляющего (функция «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта» и функция «Контроль в сфере закупок»).

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе “Госзаказ”

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101884-qqk-16-m6-28-06-2016-profstandart-kontraktnogo-upravlyayushchego-urovni-kompetentsii

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам — статья

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак.

часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

Уровень квалификацииНаименование обобщённой трудовой функцииТрудовые функцииТребования к образованию и обучениюТребования к опыту практической работы
5-ыйОбеспечение закупок– предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;- подготовка закупочной документации;- обработка результатов закупки и заключение контрактаСреднее профессиональное образование.ДПО (дополнительное профессиональное образование) – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе установлены
6-ыйОсуществление закупок– составление планов и обоснование закупок;- осуществление процедур закупокВО (высшее образование) – бакалавриат.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 3-х лет в сфере закупок
7-ыйЭкспертиза результатов закупок, приемка контракта– проверка соблюдений условий контракта;- проверка качества представленных товаров, работ, услугВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 4-х лет в сфере закупок
8-ыйКонтроль в сфере закупок– мониторинг в сфере закупок;- аудит и контроль в сфере закупокВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:
Трудовые функцииТребования к образованию и обучениюТребования к опыту практической работы
экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контрактаВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее четырех лет в сфере закупок

С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1611

Профстандарт контрактного управляющего с 01 2018

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

В рамках трудовой функции проверка качества представленных товаров, работ, услуг: 1) осуществляет проверку соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 2) осуществляет проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 3) организовывает процедуры приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и создает приемочную комиссию; 4) привлекает сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 5) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы; 6) составляет и оформляет по результатам проверки документы. 3.1.3.

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ). Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов. Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное).

Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной.

Какие требования предъявляются к специалистам по госзакупкам

В настоящее время в этой области действуют два документа:

  • профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н,
  • профстандарт «Эксперт в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ. Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность.

Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, должностные инструкции.

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования: Таблица 1.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика занимается закупками (в том числе приемкой результатов контракта), например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету (магистратуре), пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции.
Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта (1).

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

При исполнении своих должностных обязанностей ведущий специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы: 1) соблюдать конфиденциальность информации; 2) соблюдать этику делового общения; 3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; 4) не разглашать материалы рабочих исследований; 5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; 6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; 7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. 3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях) 4. Права Контрактный управляющий имеет право: 4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению. 4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3.

Профстандарт: 08.026

Для контрактных управляющих и сотрудников контрактной службы, согласно действующему законодательству и поправкам вступившим в силу с 1 января 2017 года достаточно (настоятельно рекомендовано) иметь один из следующих уровней образования:

  • высшее образование (без учета профиля);
  • профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее);
  • дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Требования к квалификации сотрудников заказчика выдвигаются также в самом законе о контрактной системе и в методических рекомендациях по обучению.

Профстандарт «специалист в сфере закупок»

Контрактный управляющий привлекается к ответственности: — за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок; — за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации; — за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. ……… (другие положения об ответственности) 6. Заключительные положения 6.1.

Профстандарты в сфере закупок по 44-фз и 223-фз

Важно

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

Должностная инструкция контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 41 Кб). Приказ о назначении контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 32 Кб). 6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий.

Контрактный управляющий требования к должности5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт8. Поиск вакансии контрактного управляющего 1.

Внимание

Кто такой контрактный управляющий? Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности.

Контрактный управляющий должен уметь: 1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций; 2) вести переговоры, анализировать данные о ходе исполнения обязательств; 3) организовывать и проводить процедуры привлечения экспертов, экспертных организаций; 4) производить проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 5) применять меры ответственности и совершать иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 6) привлекать сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 7) составлять и оформлять по результатам проверки документы; 8) ……… (другие навыки и умения) 1.4.

Источник: http://vip-real-estate.ru/2018/05/06/profstandart-kontraktnogo-upravlyayushhego-s-01-2018/

Должностная инструкция

ФЗ). 5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего: Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора.

Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями; Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора; Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.

2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Государственные компании для осуществления своей деятельности вынуждены прибегать к госзакупкам. Чтобы исключить коррупционную составляющую и оборот наличных денег в сфере закупок, правительством было принято решение о выделении отдельной должности для специалиста, который будет заключать контракты и отвечать за их исполнение. Так возникла должность  контрактного управляющего.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы разработала профессиональный стандарт, где сосредоточила все требования к должности, образованию.

Данную должность разделяют на несколько уровней квалификации:

Пятый уровень квалификации, предполагает требования к должности и соискателю:

  • наличие среднего профессионального образования, прохождение курсов  повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
  • требований к опыту не выдвигается;
  • сотрудник должен подготавливать документ о совокупном спросе, и изучать предложения рынка товаров и услуг;
  • подготавливать документы для осуществления закупок;
  • обрабатывать результаты закупки и заключать контракты;
  • должен обладать знаниями основ законодательства относящихся к закупкам, бухгалтерского учета, антимонопольного законодательства.

Шестой уровень квалификации, предполагает требования к должности и соискателю:

  • составление плана и обоснование госзакупки;
  • проведение непосредственно самой сделки;
  • для соискателя необходимо наличие высшего образования, бакалавриат, с повышением квалификации в сфере закупок;
  • необходим опыт работы в сфере закупок от 3 лет;
  • в обязанности сотрудника входит выбор метода определения поставщиков, контроль за разработкой проектов контрактов.

Седьмой уровень квалификации, предполагает требования к должности и соискателю:

  • проверка и контроль, за соблюдением условий заключенных договоров;
  • проверка поставленных товаров и услуг, осуществленных по контрактам госзакупки;
  • образование высшее (магистратура), профессиональная переподготовка в сфере закупок;
  • опыт работы от 4 лет;
  • в обязанности сотрудника входит получение достоверных данных о ходе исполнения договора с поставщиком товаров, услуг, а также при сложностях в исполнении  контракта, находить оптимальные пути для завершения сделки.

Восьмой уровень квалификации, требует от соискателя:

  • наличие высшего образования (магистратура, специалитет), а так же курсы повышения квалификации и переподготовка в сфере госзакупок;
  • опыт работы от более 5 лет в сфере закупок, или на руководящих должностях более 2 лет;
  • в особенности входит аудит и контроль за соблюдением выполнения контрактов;
  • провождение проверок, правильность ведения договорных отношений и составление отчетов, по результатам деятельности.

В профессиональном стандарте отмечены общие качества, которыми должны обладать работники, занятые в области закупок. Это знание основ законодательства, антимонопольного, земельного, гражданского, бюджетного права в области применимой к закупке.

Структура

В случаях, когда в организации закупки проводятся с тратой суммы менее 100 млн рублей то закон обязывает, иметь в штатном расписании единицу, которая  возьмет на себя организацию и контроль за госзакупками. При этом создавать структурное подразделение не требуется.

Однако, при обороте свыше 100 млн рублей закон требует создания отдела или департамента госзакупок.

В организациях, где годовой оборот госзакупок менее 100 млн рублей и руководитель не выводит отдельную должность под контрактного управляющего, эту  работу может выполнять по совместительству  другой сотрудник учреждения, но с образованием требуемым занимаемой должности.

Условия применения

Согласно ТК РФ ст. 195.3 профессиональные стандарты, если таковые имеются, обязательны к исполнению.

При невыполнении требований трудового законодательства, при выявлении нарушения трудовой инспекцией работодателю грозит ответственность.

Ввиду того, что должность контрактного управляющего является государственной, то ответственность  будет административная в виде наложения  штрафа от 1 000 до 5 000 рублей (КоАП РФ ст. 5.27).

Трудовые функции по ЕКС

ЕКС – Единый Квалификационный Справочник.

В ЕКС нет кода для должности, контрактного управляющего, однако его функции описаны в профессиональном стандарте, утвержденным министерством труда и социальной политики, где указаны общие трудовые функции:

  1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
  2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
  3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта.
  4. Контроль в сфере закупок.

Стандарты, прописанные в ЕКС обязательны к исполнению. Но нередко бывает, что некоторые позиции требований к должности по ЕКС и данные в профессиональном стандарте разнятся. Или как в случае с должностью «контрактный управляющий», отсутствие в справочнике  документа.

Тогда необходимо использовать документ, который существует, имеет юридическую силу и рекомендован министерством к применению.

Таким образом, специалист по закупкам, должен приниматься на работу в соответствии с требованиями, изложенными в профессиональном стандарте, утвержденном  министерством.

Квалификационные требования

Должность контрактного управляющего разделена на 4 уровня квалификации, с требованиями образования и профессиональных навыков.

Так, должность контрактного управляющего могут занимать:

  • 5 квалификационного уровня — помощник бухгалтера, закупщики, средний юридический персонал, среднетехнический персонал государственной службы, бухгалтер, офицеры действительной военной службы;
  • 6 квалификационного уровня — оценщики, эксперты, аналитики систем управления и организации, специалисты органов государственной власти, системные администраторы, юристы, экономисты, офицеры действительной военной службы;
  • 7 квалификационный уровень — руководители органов местного самоуправления, бухгалтеры, руководители федеральных и региональных органов законодательной власти, депутаты законодательного собрания;
  • 8 квалификационный уровень — специалисты органов государственной власти, юристы, руководители учреждений, руководители федеральных и региональных органов  исполнительной и судебной власти и их аппаратов.

Примеры и образцы

Соблюдение рекомендаций профессиональных стандартов очень важна, и нарушения в этой области могут привести к штрафным санкциям работодателя и служащего.

Пример № 1.

И.И. Иванова назначили на должность контрактного управляющего 7 квалификационного уровня.  При этом у него недостаточно образования.

В этом случае, может быть 2 варианта решения.

  1. Если сотрудник при недостаточном образовании исправно ведет службу и заключенные им контракты продуктивны и отчетная документация предоставленная не вызывает нареканий, то трудовая инспекция может вынести решение об отправлении работника на дополнительное образование, и повышение квалификации. Штрафа, в этом случае, не предусмотрено.
  2. При не достаточном образовании сотрудник допускает неточности, контракты им заключенные не исполняются, что ведет к растрате бюджетных средств. В этом случае, штраф накладывается на должностное лицо принимавшего сотрудника на работу и самого служащего, с возмещением ущерба.

Пример № 2.

Сотрудника назначенного на должность, оформили  в кадровом отделе не по стандарту, а именно в трудовую книжку была внесена запись с наименованием должности не соответствующей ЕКС. При достижении пенсионного возраста, сотрудник не сможет предоставить документ на расчет пенсии, так как должность отсутствует в стандарте. И пенсионный фонд рассчитает пенсию по МРОТ.

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/kontraktnyj-upravlyayushhij-profstandart.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.