+7(499)495-49-41

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности – это всеобщая форма основы бухгалтерского отчета. Данная форма активна в не одной стране. Регулирует вид данной работы Совет по Международным стандартам финансовой отчетности.

Виды порядков (от самого приоритетного):

  • порядки МСФО;
  • разъяснение;
  • дополнение к порядкам МСФО;
  • разъяснения по порядкам МФСО, изданные Советом по МСФО.

В России есть три стороны, по которым движется МСФО:

  1. Активизация в Российской Федерации и создание на их фундаменте национальных порядков учета.
  2. Применение в обязательном порядке.
  3. Активизация добровольно.

В 1992 году уже стало ясно, что национальный бухгалтерский учет нуждается в реформах. Это произошло по той причине, что рыночная экономика серьезно развилась, появились перспективы сотрудничества с зарубежными партнерами. Для того, чтобы это стало реальным, необходимо иметь такую форму отчета, который будет понятен иностранным партнерам.

Но не получалось все быстро развивать:

  1. 6 марта 1998 год №283 – принятие Программы преобразования бухгалтерского учета, чтобы сделать национальную систему бухгалтерского отчета в соответствие с настоящими требованиями.
  2. 25 декабря 2003 год №1363-У – Указ ЦБ РФ, который указывал на перевод банковской сферы на МСФО.
  3. 15 декабря 2004 год №04-1245/пз-н – принятие Положения о функционировании по структуре торговли на рынке ценных бумаг.

Структура совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в РФ, в конце концов, была принята в 2004 году.

Было намечено совершенствование в области сближения с МСФО и бухгалтерского учета.

В 2010 году произошло грандиозное событие, так как был принят Федеральный закон №208-ФЗ, в котором говорилось о консолидированной финансовой отчетности:

  • признание официального статуса МФСО в Российской Федерации;
  • обозначение круга предприятий, составляющих отчет по МСФО в обязательном порядке.

Цель внедрения

МСФО необходимо внедрить в организации России. Ведь с его помощью улучшается внутренняя конструкция, отвечающая за управление организацией, ведь используемые единые системы методик учета обогащаются заинтересованными лицами. Именно так повышается конкурентоспособность.

Некоторые считают, что после внедрения данной системы российская экономика поднимется вверх. Но другие считают, что это принесет только большие объемы не нужной работы и новые затраты.

Те, кто уже воспользовались Международной стандартной формой отчетности, могут реально оценивать положение дел.

Отмечаются следующие цели внедрения:

  • повышение уровня данных, воссозданных в бухгалтерском учете и отчете
  • воссоздание комплекса обслуживающих структур, обеспечивающих фундамент работы системы активизации МСФО;
  • внутреннее корректирование управления бухгалтерского учета и отчета;
  • повышение уровня контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • значимое повышение квалификации сотрудников, которые организуют и ведут финансовый учет и отчет, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей финансовой отчетности.

Структурой намечен план развития данной области в среднесрочной перспективе.

Цель введения Международного стандарта финансового отчета в Российской Федерации заключается в изменении уровня качества бухгалтерского отчета организаций России, так, чтобы он соответствовал международным стандартам.

В то же время должны быть учтены потребности всех пользователей бухгалтерской отчетности, включая тех, кто не рассматривает КМСФО как приоритет.

https://www.youtube.com/watch?v=UbNJIAFBPm4

Объединение некоторых правил, по которым создается отчет и финансовые данные, называется стандартом финансовой отчетности. В зависимости от политики организации, можно говорить об их соответствии или несоответствие. Создавая финансовую отчетность, можно основываться на следующее:

  • личные знания;
  • корпоративные документы;
  • национальные нормативные документы;
  • ненормативные методологические источники.

В Российской Федерации под стандартами понимаются признаки, объединение параметров, которым организация может удовлетворять или не удовлетворять бухгалтерская отчетность предприятия.

Получается, что отчеты российских предприятий должны соответствовать объединенным параметрам, которые предъявляет МСФО. Об этом и говорится в документе «Подготовка и представление финансовой отчетности» (отчет не может представляться стандартам МСФО, если он не соответствует заданным требованиям).

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, требуется отличать цель и средства (инструменты) ее получения.

Порядок разработки и принятия

Данная концепция с 2004-2010 года должна была развиваться следующим образом:

  1. На 2004-2007 год требуется в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности особо важные хозяйственные объекты. Исключением являются объекты, которые запустили в оборот фондовых рынков других стран ценные бумаги, а также те, кто составляют отчеты по другим международным установленным порядкам. Принятие российского базового стандарта лично финансовой отчетности на базе МСФО.
  2. На 2008-2010 год нужно в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности иных хозяйствующих субъектов, в том числе тех, те, которые направили ценные бумаги на фондовых рынках других стран, а также тех, кто составляет данный отчет по другим международно установленным порядкам.

Но на данном этапе цели развития не достигнуты. Все дело в том, что есть много нюансов и ситуаций, которые мешают массовому переходу на МСФО.

С 2010 года ситуация в данной области значительно улучшилась. С того периода были сделаны многие серьезные шаги, приняты важные законы:

  1. №208-ФЗ от 27 февраля 2011 года. Закон, говорящий о консолидированной финансово отчетности.
  2. №107 от 25 февраля 2011 года. Постановление, говорящее о положении и признании МСФО и разъяснений о порядке принятия на территории РФ.
  3. №66 от 2 июля 2010 года. Приказ Министерства Финансов.

Форма отчетности

Международный стандарт финансовой отчетности включает 5 фундаментальных элементов бухгалтерской отчетности, те в свою очередь делятся на две категории:

  1. Элементы, включенные в бухгалтерский баланс и определяющие финансовое положение: капитал, обязательства, активы.
  2. Элементы, указывающие на итоги хозяйственного функционирования и создающие отчет о доходах, расходах.

Капиталом принято называть часть собственных активов организации, которая осталась после вычета долгов. Общий капитал делится на две категории:

  • от своих акционеров;
  • от итогов собственной деятельности.

Обязательством называются настоящие долги организации, появившиеся в результате прошедших событий. Активами называются ресурсы и имущество, которыми распоряжается организация.

Расходами организации называют снижение экономической выгоды за отчетный период вследствие выбытия активов и/или появление новых обязательств, ведущих к уменьшению капитала, кроме снижения размеров вкладов по заключению участников.

Расходы делятся на две дополнительные подгруппы:

  • стандартные расходы, проводимые с целью получения прибыли;
  • иные расходы, без перспективы на доход.

Доходами организации называют рост экономических выгод компании.

Без совершенствования МСФО не получится достигнуть взаимопонимания. Эту область надо обновлять по мере потребности. Россия действует в правильном направлении, применяя МСФО адаптационно. То есть, процесс развивается постепенно.

Российские нормы учета и отчетности нацелены на создание финансовой информации в соответствии с международными порядками.

Этот способ внедрения аналогичен подходу многих европейских стран, значит, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию данных систем. Но все же существует много трудностей из-за методологического характера.

Большинство из них появилось в результате адаптации оригинала текста МСФО к российской терминологии, правовым и экономическим условиям.

Пять составляющих отчетности МСФО представлены в данном вебинаре.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/inostrannye/mezhdunarodnye-standarty-finansovoj-otchetnosti.html

Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации.

Председатель

Правительства Российской Федерации

В. Путин

Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок признания для применения на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности (далее – международные стандарты) и Разъяснений международных стандартов, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее – Фонд).

2. В состав международных стандартов и Разъяснений международных стандартов (далее – документы международных стандартов), подлежащих признанию в порядке, установленном настоящим Положением, входят принимаемые Фондом:

а) международные стандарты;

б) Разъяснения международных стандартов;

в) изменения, которые вносятся в международные стандарты и их Разъяснения;

г) иные документы, определенные Фондом в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) их Разъяснений.

3. Под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации (далее – экспертиза);

в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;

г) опубликование документа международных стандартов.

4. Признанию для применения на территории Российской Федерации подлежат документы международных стандартов на русском языке.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает получение от Фонда перевода на русский язык каждого документа международных стандартов.

5. Документ международных стандартов признается подлежащим применению на территории Российской Федерации, если он обеспечивает выполнение задачи, предусмотренной абзацем вторым пункта 3 статьи 1 Федерального закона “О бухгалтерском учете”.

6. Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимается в отношении документа в целом.

В случае если в отношении отдельных положений документа международных стандартов решение о применимости на территории Российской Федерации не может быть принято, то решение о введении такого документа в действие на территории Российской Федерации принимается в отношении документа с изъятием указанных положений.

7. Признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории Российской Федерации поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом.

На I этапе признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории Российской Федерации для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования.

На II этапе признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории Российской Федерации для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе.

В случае если в признанном документе международных стандартов не определен срок и (или) порядок вступления в силу либо он признан для применения на территории Российской Федерации после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу на территории Российской Федерации со дня его официального опубликования.

8. Признанный документ международных стандартов прекращает действие на территории Российской Федерации с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации, которое в соответствии с настоящим Положением принимает решение о введении документов международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.

II. Экспертиза применимости документа международных стандартов

на территории Российской Федерации

9. Экспертиза проводится на безвозмездной основе юридическим лицом, определяемым в порядке, установленном Правилами определения экспертного органа, приведенными в приложении (далее – экспертный орган).

Порядок участия экспертного органа в признании документов международных стандартов определяется настоящим Положением и соглашением, заключаемым между Министерством финансов Российской Федерации и экспертным органом.

10. Экспертиза должна обеспечивать всестороннее рассмотрение каждого документа международных стандартов с целью подтверждения применимости его на территории Российской Федерации.

11. Экспертиза проводится в отношении документов, поступающих от Министерства финансов Российской Федерации.

12. Срок проведения экспертизы составляет 40 рабочих дней со дня получения документа международных стандартов. При необходимости экспертный орган может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации продлить указанный срок, но не более чем на 40 рабочих дней.

13. Результаты экспертизы оформляются в форме заключения экспертного органа.

14. Заключение экспертного органа содержит один из следующих выводов:

а) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов в целом;

б) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов с изъятием отдельных положений этого документа, применимость которых на территории Российской Федерации подтверждена быть не может;

в) вывод о невозможности подтверждения применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов в целом.

15. В случаях, предусмотренных подпунктами “б” и “в” пункта 14 настоящего Положения, в заключении экспертного органа наряду с указанным подтверждением или выводом должны содержаться условия, при которых возможно подтверждение применимости документа (отдельных положений документа) международных стандартов на территории Российской Федерации.

16. Информация о деятельности экспертного органа по проведению экспертизы должна быть общедоступной.

III. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие

на территории Российской Федерации

17. Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимает Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации на основе заключения экспертного органа.

18. Министерство финансов Российской Федерации направляет документ международных стандартов Федеральной службе по финансовым рынкам и Центральному банку Российской Федерации одновременно с направлением этого документа экспертному органу.

19.

Министерство финансов Российской Федерации направляет не позднее 15 рабочих дней после получения заключения экспертного органа Федеральной службе по финансовым рынкам и Центральному банку Российской Федерации вместе с заключением экспертного органа проект решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации либо проект мотивированных возражений по указанному заключению.

20.

Федеральная служба по финансовым рынкам и Центральный банк Российской Федерации не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта решения, предусмотренного пунктом 19 настоящего Положения, либо проекта мотивированных возражений по заключению экспертного органа согласовывают этот проект решения (проект мотивированных возражений) либо представляют в Министерство финансов Российской Федерации мотивированный отказ в их согласовании.

21.

Министерство финансов Российской Федерации не позднее 15 рабочих дней после получения согласованного Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации проекта решения, предусмотренного пунктом 19 настоящего Положения, либо проекта мотивированных возражений по заключению экспертного органа принимает это решение либо в письменной форме направляет экспертному органу мотивированные возражения по представленному заключению.

22.

В случае если Министерство финансов Российской Федерации направляет экспертному органу мотивированные возражения по представленному заключению, то экспертный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения этих возражений повторно рассматривает документ международных стандартов с учетом возражений Министерства финансов Российской Федерации. Результаты повторного рассмотрения указанного документа оформляются в форме заключения экспертного органа.

23. Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации оформляется Министерством финансов Российской Федерации.

24.

Решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа международных стандартов, признанного ранее в порядке, установленном настоящим Положением, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением для принятия решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации. В случае когда решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа международных стандартов, признанного ранее в порядке, установленном настоящим Положением, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Фонда, то экспертиза не проводится. Решение о прекращении действия документа международных стандартов на территории Российской Федерации оформляется Министерством финансов Российской Федерации.

25.

В случае когда при применении документа международных стандартов на территории Российской Федерации между документом на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, любое заинтересованное лицо может обратиться в экспертный орган. Экспертный орган не позднее 40 рабочих дней со дня получения такого обращения проводит экспертизу выявленного различия на предмет соответствия текста на русском языке тексту на английском языке.

Экспертный орган при подтверждении указанного различия, а также при выявлении такого различия направляет заключение в Министерство финансов Российской Федерации для внесения соответствующего уточнения в текст документа на русском языке в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Фондом.

IV. Опубликование документа международных стандартов

26. Документ международных стандартов подлежит опубликованию в официальном печатном издании, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

27. Документ международных стандартов размещается на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

28. Министерство финансов Российской Федерации размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о документах международных стандартов, находящихся в процессе признания, а также сведения об этапе признания, на котором находится документ.

Приложение

Правила определения экспертного органа

1. Экспертным органом признается юридическое лицо, преследующее цели признания и применения Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности (далее – документы международных стандартов) на территории Российской Федерации, при условии его соответствия следующим критериям:

а) создание в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме фонда или объединения юридических лиц (союза или ассоциации);

б) представление интересов широкого круга пользователей и составителей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также представителей бухгалтерской и аудиторской профессий;

в) наличие опыта выполнения методических, научно-исследовательских и иных аналогичных работ в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

г) наличие в составе органов, предусмотренных учредительными документами юридического лица, квалифицированных специалистов, обладающих знаниями в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (включая документы международных стандартов), навыками работы с документами международных стандартов, а также свободно владеющих русским и английским языками;

д) наличие опыта участия в деятельности, осуществляемой Фондом Международных стандартов финансовой отчетности;

е) обеспечение источниками финансирования деятельности, связанной с проведением экспертизы применимости документов международных стандартов на территории Российской Федерации.

2. Экспертный орган определяется на основании критериев, установленных пунктом 1 настоящих Правил, на конкурсной основе комиссией, создаваемой Министерством финансов Российской Федерации из представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам и Центрального банка Российской Федерации (по одному представителю).

3. Порядок проведения конкурса по определению экспертного органа устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации.

Источник: https://rg.ru/2011/03/11/standart-dok.html

Что такое МСФО?

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) -это система правил и разъяснений, определяющих порядок формирования унифицированной финансовой отчетности. МСФО позволяют компаниям эффективно вести бизнес на международной арене, а также принимать верные экономические и управленческие решения.

Причина создания единой системы отчетности – активное развитие мировых экономических отношений и, как следствие, необходимость в универсальном финансовом “языке общения”.

В 70-х годах прошлого века в Великобритании был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (с 2001 г.

реорганизован в Совет по МСФО), членами которого стали организации, входящие в состав Международной федерации бухгалтеров.

Принципиальное отличие международных стандартов от национальных заключается в расстановке приоритетов: для МСФО экономическое содержание превалирует перед формой.

Международный формат отчетности не содержит первички, учетных регистров, бухгалтерских проводок и плана счетов; он устанавливает только принципы формирования финансовой отчетности.

В то время как национальные стандарты наоборот строго регламентируют техническую сторону учета и документальное оформление всех бухгалтерских операций.

Для чего нужны МСФО?

Отечественным компаниям они позволяют выйти на международный рынок и заручиться поддержкой иностранных партнёров.

Кроме того, отчетность по МСФО позволяет получить банкам достоверную информацию о заемщике.

Для финансовых специалистов экспертное знание международных стандартов открывает двери для серьезного карьерного роста, вплоть до должности финансового директора или работы в международных компаниях.

Кстати, изучить аспекты применения МСФО в банках можно на новом онлайн курсе МСФО для банков.

Принципы МСФО

Страны и компании, использующие МСФО должны учитывать, что эти стандарты имеют рекомендательный характер и основаны на обобщенной практике учета самых развитых учетных систем.

Поэтому прямолинейное следование им может плохо отразиться на национальной практике учета. Для перехода на МСФО признаны и сформулированы в виде отдельного документа Принципы подготовки и составления отчетности.

Этот документ не является обязательным к применению, а если его положениям противоречат стандарты, то к применению берут последние.

Соответственно Принципам «цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений».

Общие принципы международных стандартов разделяют на 2 группы:

  • основополагающие допущения
  • качественные характеристики информации.

Основополагающие допущения международных стандартов

Международные стандарты основываются на 2 основных допущениях:

  • метод начисления. Отражение хозяйственных операций в момент их совершения, а не в соответствии с выплатой денежных средств и их эквивалентов. Этот принцип позволяет получить объективную информацию о денежных поступлениях, а также спрогнозировать будущее состояние компании.
  • непрерывность деятельности. Предполагает то, что предприятие не планирует останавливать свою деятельность в ближайшем будущем, а значит, его активы должны отражаться в первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов.

Качественные характеристики информации

Для использования информации на международном уровне, она должна соответствовать ряду качественных характеристик:

  • понятность. Информация должна быть доступна для понимания пользователями. Не исключают информацию о сложных вопросах, которая требуется для раскрытия в финансовой отчетности.
  • значимость и уместность.

    Информация имеет влияние на экономические решения ее пользователей.

  • надежность и достоверность. Информация должна нести данные не искажающие реальное состояние дел, а также не должна иметь существенных ошибок и оценочных суждений.
  • сопоставимость информации.

    Данная характеристика должна обеспечивать возможность сравнивать данные за прошедшие периоды, а также относительно других компаний.

Если вы только начинаете освоение МСФО, то вам подойдет онлайн-курс МСФО. Базис, который поможет подготовить крепкую теоретическую базу знаний для дальнейшего освоения стандартов на практике.

В его программе 1-й модуль доступен для ознакомления абсолютно бесплатно.

Кто занимается разработкой МСФО

Основной орган, который занимается разработкой международных стандартов финансовой отчетности — Правление Комитета МСФО. В состав правления входит 14 представителей. Из них 12 работают на постоянной основе. Ко всем представителям выдвигают жесткие требования, которым они должны соответствовать.

Среди них можно отметить такие критерии: высокая квалификация в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и ее общественным целям, высокий уровень ориентации в общеэкономической конъюнктуре и прочее.

Среди членов Правления минимум 3 специалиста должны быть профессионалами в сфере аудита, 3 — в сфере подготовки финансовой отчетности, 3 — опытными пользователями финансовой отчетности. Работа в Комитете рассчитана на 5 лет, далее все ее члены переизбираются.

Основные функции Комитета:

  • разработка и утверждение всех стандартов МСФО
  • обнародование всех проектов МСФО, принципов изложения МСФО, а также прочих документов для публичного обсуждения
  • решение технических вопросов связанных с разработкой стандартов
  • создание процедур анализа вопросов и комментариев, вынесенных на публичное обсуждение
  • организация групп специалистов для консультаций по крупным проектам
  • совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Сам Комитет по международным стандартам финансовой отчётности появился благодаря совместной работе 10 стран (Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США) в 1973 году. КМСФО функционирует благодаря взносам профессиональных объединений бухгалтеров и финансистов, а также за счет прибыли от публикации стандартов.

Таким образом, именно эта организация задает тон и направление всем международным стандартам на которых базируют свою работу специалисты, составляющие отчетность по МСФО.

МСФО — универсальный язык финансовых специалистов всего мира. Изучить его и стать настоящим профессионалом в этой сфере помогут дистанционные курсы МСФО. Большинство курсов имеет бесплатный первый модуль для ознакомления и лучшего понимания специфики дистанционного обучения. Подайте заявку и получите доступ к полной программе курса и 1-му модулю бесплатно.

Смотреть все курсы МСФО

Источник: https://finacademy.net/materials/article/chto-takoe-msfo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.