+7(499)495-49-41

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Содержание

Реорганизация юридических лиц: понятие, способы, правопреемство. Права кредиторов при реорганизации

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Понятие “реорганизация” закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением).

Реорганизация – преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. “Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп.

– М.” ИНФРА-М, 2011)

Иначе, Реорганизация юридического лица – это способ прекращения существования юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.

Поэтому реорганизация, с одной стороны, – альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридических лиц, с другой – один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц.

Способы (формы) реорганизации юридического лица

слияниеA + B = Cправа и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему Столько в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формыне могут осуществляться принудительно, но иногда требуют согласования с уполномоченными государственными органами
присоединение (или поглощение, вливание)A + B = Aправа и обязанности В переходят к А
разделениеA = B + Cправа и обязанности переходят к вновь возникшим В и Свозможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда
выделениеA = A + Bк каждому из них переходят права и обязанности А
преобразованиеA → Bк вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованногоне может осуществляться принудительно, но иногда требует согласования с уполномоченными государственными органами

Приведенные формулы позволяют разделить процессы реорганизации на три группы:

1) процессы возникновения и прекращения одного (нескольких) юридических лиц протекают параллельно:

  • при слиянии вместо прекращающих существование A и B возникает C;
  • при разделении – вместо прекращающего существование A возникают B и C;
  • при преобразовании вместо прекращающего существование A возникает B.

2) процесс прекращения юридического лица не сопряжен с возникновением какого-либо юридического лица:

  • только присоединение (иначе – поглощение, вливание – способ прекращения юридического лица В).

3) процесс возникновения юридического лица (B) не сопряжен с прекращением какого-либо юридического лица:

Никакие другие формы реорганизации (помимо пяти названных) невозможны, однако возможны комбинации разных форм реорганизации. Все указанные формы реорганизации осуществляются добровольно, т.е. по собственному желанию учредителей (участников) и их решению или по решению уполномоченного органа юридического лица (п. 1 ст. 57 ГК).

Особенности реорганизации юридических лиц (подробнее о таблице)

  1. разделение и выделение возможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда (например, по предписанию антимонопольного органа);
  2. слияние, присоединение и преобразование не могут осуществляться принудительно, но иногда требуют согласования с уполномоченными государственными органами (в частности антимонопольными) – (п. 3 ст. 57 ГК);
  3. слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формы. Это означает, что, к примеру, акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (или присоединиться к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (или выделения из него) могут быть только другие – один или несколько производственных кооперативов и никакие другие формы.

В то же время разделение и выделение возможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда (например, по предписанию антимонопольного органа в отношении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, в случае если они занимают доминирующее положение и систематически осуществляют монополистическую деятельность). Согласно ст. 57 ГК реорганизация юридического лица по решению государственного органа может (и должна) быть осуществлена учредителями (участниками), уполномоченными ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий – лицо, специально назначенное судом по иску государственного органа для реорганизации юридического лица (принудительная реорганизация).

Кроме того, слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формы.

Это означает, что, к примеру, акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (или присоединиться к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (или выделения из него) могут быть только другие – один или несколько производственных кооперативов и никакие другие формы.

Преобразование предполагает смену одной организационно-правовой формы на другую (п. 5 ст. 58 ГК), например акционирование унитарного предприятия, т.е. преобразование унитарного предприятия в акционерное общество. Свобода преобразования ограничивается законом (ст.

68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, ст. 106.6 ГК, ст.

17 ФЗ “О некоммерческих организациях”), при этом иногда закон запрещает преобразование одной формы коммерческой организации в другую, иногда же разрешает преобразование коммерческой организации в некоммерческую и наоборот.

Понятно, что преобразование коммерческой организации в некоммерческую сопряжено с переходом от универсальной (по общему правилу) правоспособности к специальной, а преобразование некоммерческой организации в коммерческую – с переходом от специальной правоспособности к универсальной (по общему правилу).

Правопреемство при реорганизации юридического лица

Специфической чертой реорганизации независимо от ее формы является универсальное правопреемство, т.е. процесс перехода прав и обязанностей как единого целого от одного юридического лица (правопредшественника) к другому юридическому лицу (правопреемнику).

Правопреемство охватывает все права и обязанности юридического лица, а не только вытекающие из обязательств с его участием (п. 1 ст. 59 ГК):

  • При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
  • При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
  • При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
  • При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
  • При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Формально правопреемство документируют:

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/reorganizatsiya-iuridicheskich-lits-ponyatie-sposobi-pravopreemstvo-prava-kreditorov-pri-reorganizatsii

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Понятие и особенности реорганизации юрлица

В процессе функционирования предприятия (фирмы, корпорации, компании) может настать необходимость в проведении перемен. Задачи преобразований могут быть разными как юридическими, так и экономическими.

Реорганизация — это набор действий по преобразованию предприятий, в результате которого меняется форма функционирования, полномочия, структура юридических лиц. В процессе проведения реорганизации ЮЛ могут как исчезать, так и создаваться новые на базе старых.

Проведение реорганизации четко регулируется законами и подлежит согласованию с контролирующими государственными органами. Можно выделить несколько этапов процесса:

  • начальный этап (проведение собраний акционеров или других подобных организационных мероприятий, на которых принимается решение);
  • этап оповещения (отправляется информация в ФНС и кредиторам);
  • подготовка новых основных документов фирмы;
  • государственная регистрация ЮЛ после проведения реорганизации.

Исчерпывающий перечень способов реорганизации юридических лиц приводится в п.1 ст.57 Гражданского кодекса. Каждый вид имеет свои особенности, поэтому для правильного проведения реорганизации важно четко понимать их суть.

  • Слияние. Суть реформирования деятельности предприятий заключается в объединении нескольких фирм в одну. Реализация данного типа реорганизации предусматривает ликвидацию двух или более юридических лиц и создание на их базе одного крупного ЮЛ.
  • Присоединение. В условиях высокой экономической конкуренции такой вид укрупнения бизнес-проектов часто встречается на практике. Допустим, существует крупная корпорация по производству бытовой техники и фирма того же профиля, но менее развитая. «Карлик» старается конкурировать с «монстром», и проигрывает в конкурентной борьбе. Единственный способ выжить в таких условиях, присоединиться к более крупной компании. Меньшая компания инициирует собственную ликвидацию как юридическое лицо и полностью вливается в структуру более крупной корпорации.
  • Разделение. Существует одна очень крупная компания — монополист. Антимонопольный комитет принял решение, что разделение фирмы на несколько компаний поможет усилить конкуренцию на рынке товаров. «Материнская» компания перестает существовать, а новые юридические лица создаются и начинают функционировать с чистого листа.
  • Выделение. Представим, что компания занимается торговлей и продуктами и техникой. Руководству сложно одновременно эффективно развивать оба направления бизнеса. На собрании акционеров принимается решение о выделении отдела по торговле техникой в самостоятельную компанию со статусом юридического лица.
  • Преобразование — это изменение организационно — правовой формы функционирования ЮЛ. Например, фирма создавалась как ЧУП, а через некоторое время руководство решило, что компании выгодней существовать как ОАО.

Также выделяют добровольную и принудительную реорганизацию. Например, если компания или группа компаний по своему желанию хотят внести изменения в правила и систему ведения собственного бизнеса, то такая реорганизация будет добровольной. Принудительная реорганизация может происходить только по инициативе контролирующих органов.

Сроки и основания для проведения реорганизации

Законодательством не предусмотрены четкие сроки для проведения структурных изменений во время добровольной реорганизации юридических лиц. Но если речь идет о принудительном реформировании, то в решении Антимонопольного комитета или суда может быть установлен максимальный срок, за который структура должна видоизменится и поделиться на определенное количество юридических лиц.

Существует несколько оснований для добровольной реорганизации:

Юридические:

  • решение собрания акционеров;
  • решение уполномоченного учредителями органа управления компанией;
  • решение уполномоченных госорганов;
  • решение суда.

Экономические:

  • борьба государства с монопольным положением компании на рынке товаров или услуг;
  • усиление роли фирмы на рынке;
  • рост активов компании;
  • акцент на усиленном развитии конкретных направлений бизнеса корпорации;
  • усиление контроля за активностью миноритарных акционеров;
  • перераспределение акций и уровня влияний среди учредителей и высшего менеджмента фирмы.

Правовое регулирование

На сегодняшний день в России сформирована полная законодательная база, которая четко регулирует процесс реорганизации юридических лиц. Приведем перечень законов и кодексов, где уделяется внимание этому процессу:

  • Налоговый кодекс РФ (часть 1 и часть 2);
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Закон №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  • ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кроме вышеперечисленных нормативно — правовых актов, приняты и выполняются также Положения, касающиеся:

  • составления итоговой бухгалтерской отчетности;
  • проведения инвентаризации имущества предприятия перед реорганизацией.

Коммерческих предприятий

Проведение реорганизации коммерческих предприятий состоит из нескольких этапов. На старте процесса учредители либо практикующее руководство выступают с инициативой о необходимости изменений в компании.

Затем через определенное время проводится заседание управляющего органа либо собрание акционеров структуры, на котором принимается официальное решение.

В течение трех дней направляется письмо — уведомление в органы ФНС.

Закон дает фирме 5 дней на отправку уведомлений о реформировании всем кредиторам. Когда руководство убедится в отсутствии претензий со стороны третьих лиц, начинается подготовка документов по государственной регистрации изменений, ликвидации ЮЛ и создания новых ЮЛ. Финальный этап процесса — получение свидетельств о регистрации в органах ЕГРЮЛ.

Принудительной реорганизации

Такой тип реорганизации осуществляется против воли ЮЛ, потому что она ослабляет его позиции на рынке товаров и услуг. Как она происходит? У государственных органов возникает подозрение, что компания «Х» занимает монопольное положение в определенной нише экономики страны.

Для выяснения обстоятельств проводится специальное расследование, по результатам которого формируется решение представителей государственной власти. Антимонопольный комитет высылает письмо в организацию. В этом документе содержится рекомендация (или прямое указание) провести реорганизацию и поделить компанию на определенное количество частей.

Судебные органы также могут принять решение о принудительной реорганизации.

После получения руководством компании письма с требованиями стартует стандартный по процедуре процесс, который применяется в коммерческих организациях.

Смешанной реорганизации

Проведение смешанной реорганизации — это очень объемный процесс, поэтому такой тип реформирования предприятия используется крайне редко. До 2006 года такие преобразования вообще были законодательно запрещены. Смешанная реорганизация как процесс предусматривает одновременное или последовательное применение 2 типов:

  • выделение с присоединением;
  • выделение со слиянием;
  • разделение с присоединением;
  • разделение со слиянием.

Это наиболее распространенные и оправданные формы такого перевоплощения бизнес-структур.

Кредитной организации

Общий порядок проведения процедуры выделения, слияния и т.д. кредитных организаций стандартный (от принятия решения до государственной регистрации изменений), но есть одна очень важная деталь.

Финансовые учреждения согласно п.6 ст.60 ГК РФ обладают специальной правосубъектностью, то есть полномочиями. Основное отличие в том, что магазин или юридическая фирма не может выдавать кредиты и принимать депозиты у населения, а кредитная организация может. Согласно ст.60 ГК РФ в процессе реорганизации кредитной организации могут участвовать только организации такого же типа.

Унитарными могут быть исключительно предприятия государственной или муниципальной форм собственности. Законодательство позволяет этим учреждениям проводить реорганизацию любым законным способом, но при любой реорганизации собственник останется один и тот же.

Общественной организации

Общественная организация — это такое же юридическое лицо, как и коммерческая фирма. Допускается любая законная форма реорганизации. Процесс и проведение преобразования абсолютно такой же. Решение принимается на общем собрании членов общества или руководящим органом.

Особенность в том, что общественная организация не может быть преобразована в коммерческую компанию. В некоторых случаях преобразования в деятельности общественной структуры могут происходить только после получения специального разрешения от государственных органов. В частности, это касается религиозных организаций и политических партий.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/zakrytie-i-preobrazovanie/reorganizaciya/ponyatie-i-osobennosti.html

Реорганизация юридического лица

Понятие и особенности реорганизации юрлица
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Реорганизация юридического лица

Суть реорганизации в том, что деятельность одного юр.лица прекращается за счет начала деятельности другого.

В процессе своей деятельности предприятия и учреждения могут изменять не только политику по отношению к клиентам, контрагентам, конкурентам, но и организационно-правовую природу, которая заключается в изменении правового статуса.

Понятие реорганизации юридического лица

Суть ее в том, что деятельность одного юр.лица (предприятия, организации) прекращается за счет начала деятельности другого (других).

Однако, не всегда субъект ликвидируется, о чем будет указано ниже. Не нужно путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку в последнем случае отсутствует передача прав и обязанностей своему правопреемнику.

То есть, плавный переход из одной формы в другую – вполне нормальный процесс, с учетом необходимости его запуска и проведения. Это способствует развитию других форм деятельности, решаются определенные проблемы по выживанию конкретного предприятия.

Признаки реорганизации юридического лица проявляются в особенностях проведения этой процедуры. Варианты и способы реорганизации юридических лиц выбираются или самостоятельно субъектом, если есть намерение провести добровольную реорганизацию, или судом (гос.органом), если происходит принудительная реорганизация.

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация реализуется в следующих формах:

Слияние: идет прекращение юридического лица путем реорганизации и образования другого.

Особенности:

  • Участвует как минимум две компании;
  • Ни один субъект не сохраняет свое правовое положение – происходит их ликвидация;
  • Все активы «вливаются» во вновь созданный субъект.

В форме присоединения: идет процесс присоединения одного лица к другому.

Особенности:

  • Присоединяться могут сразу одно или несколько субъектов;
  • Те, кто присоединяются, теряют свою правовую природу, передавая все активы третьему лицу, то есть происходит их ликвидация;
  • Третье лицо (то, к кому присоединяются) приобретает права и обязанности, при этом продолжает функционировать;

Разделение: представляет собой процесс деления одного субъекта на несколько. Условно говоря, предприятие «раскалывается» на части. Они представляют собой объем активов, каждый из которых переходит к новому субъекту.

Особенности:

  • Разделяется только одна организация, а образовываться может несколько одновременно;
  • Разделенное предприятие прекращает свое существование, т.е. происходит его ликвидация;

В форме выделения: субъект передает часть своих активов вновь созданному юр.лицу, при этом не теряет свою правовую природу.

Особенности:

  • В процессе выделения создается одно или несколько субъектов;
  • Предприятие, которое отдает часть своих активов, продолжает существовать;
  • Процедура выделения сопровождается передачей только части активов, а не всех.

В форме преобразования: организация продолжает осуществлять свою деятельность в иной организационно-правовой форме.

  • Активы, права, обязанности остаются у субъекта преобразования;
  • Никакое другое юр.лицо в процессе преобразования не создается;
  • Субъект проведения реорганизации должен при этом учитывать правовые возможности такого преобразования.

Основания проведения реорганизации

Основание для реорганизации – есть принятое решение учредителей на этот счет.

Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.

Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.

То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).

Процедура и порядок реорганизации

Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.

Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.

Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:

Действие № 1:

Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.

Действие № 2:

Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении.

После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме.

Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.

Действие № 3

Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.

Действие № 4

Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.

Действие № 5

Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).

Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.

Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.

Особенности реорганизации юридических лиц

Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?

  • Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
  • Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
  • Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
  • Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
  • Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.

Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

Возможность обжалования решения о реорганизации

Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке. При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа.

Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.

Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.

Последствия реорганизации юридического лица: если нарушены существующие требования и условия, то это может быть основанием для признания решения о реорганизации недействительным.

Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.

Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/yur.-lica/reorganizaciya-yuridicheskogo-lica.html

Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение.

При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение.

Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц.

При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам.

Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

  1. добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
  2. принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст.

19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации.

Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст.

17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом.

Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства.

Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней.

При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ).

С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом.

В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований.

Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса).

Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами; б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=43465

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.