Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Часто возникают ситуации, когда бухгалтер меняет свое место работы и переходит из коммерческой организации в одно из бюджетных учреждений. При возникновении такой ситуации необходимо всегда помнить о том, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и работает на общих принципах, но все-таки обладает отличительной особенностью.

Практически все нововведения, которые затронули бухучет в государственных учреждениях, непосредственно единого плана счетов, утверждены Приказом Министерства финансов РФ №16н.

В частности речь идет о таких нововведениях, как:

  • новый сформированный аналитический счет учета 20611 «Осуществление расчетов по заработной плате»;
  • обновленный забалансовый счет 40 «Активы управляющей компании»;
  • были добавлены разъяснения относительно структуры счета не только для АУ, но и БУ;
  • существенно расширен список оснований, согласно которым допускается возможность списание непогашенной дебиторки с забалансового счета;
  • были добавлены разновидности поступлений, которые отображаются на забалансовом счете 17: касательно возврата дебиторки по финансовым потерям прошлых отчетных периодов.

Помимо этого, в персональные планы счетов были внесены коррективы, ознакомиться с которыми можно в Приказах Минфина №184н, 227н, 228н для АУ.

Объекты

Изначально необходимо помнить, что бюджетом бухучета по праву считаются поступления и применения денежных средств из бюджета.

Под объектом бюджетного бухучета понимается имущество (хозяйственные средства) и каналы его создания в стоимостном выражении, включая их факт наличия и движения, объясняемые различными хозяйственными процессами.

Типы учреждений, сходства и различия

Для возможности разобраться с определениями, которые способны обозначить различные компании, финансирование которых осуществляется из бюджета, достаточно обратиться к ФЗ «О некоммерческих компаниях».

Согласно этому закону, государственные учреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • либо казенные.

Отличия между этими учреждениями представлены в таблице:

 АвтономныеКазенныеБюджетные
Чем регулируетсяФедеральный закон №174БК (Бюджетный Кодекс) РФФедеральный закон №7
Сфера трудовой деятельностиНаука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населенияПредоставление различных государственных услуг населениюНаука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населения
Применение денежных средств, полученных в результате трудовой деятельностиНа свое усмотрениеДеньги подлежат перечислению в региональный и федеральный бюджетНа свое усмотрение
Каков порядок распоряжения имущественными объектамиОбязательно необходимо изначально получит согласие фактического владельца
Уровень ответственностиОтветственность лежит по активамОтветственность ложится по бюджетным денежным средствамОтветственность лежит по активам
Кем финансируетсяСубсидияРазработанная бюджетная сметаСубсидия

Основные требования и ведение

Ключевые требования к ведению бухучета в бюджетных организациях заключаются в следующем:

  • учет в обязательном порядке ведется исключительно в отечественной валюте;
  • учет обязательно осуществляется на регулярной основе с периода регистрации организации;
  • учет осуществляется методом двойной записи на бухгалтерских счетах, содержащих в себе действующие трудовые планы.
  • все сведения относительно аналитического отчета обязательно должны отвечать оборотам и остаткам в пределах синтетического учета;
  • любая операция вне зависимости от того, хозяйственного либо инвентаризационного характера, обязательно подлежит регистрации без пропусков в оговоренные периоды;
  • все без исключения объекты учета на бюджетных компаниях в каждом определенном случае исчисляются на основании способа учета.

Разработанная единая инструкция регулирует исключительно общий подход к учету не только в государственных, но и муниципальных учреждениях, финансирование которых осуществляется за счет федеральных средств. Все операции обязательно сопровождаются первичной документацией.

Отчеты формируются и предоставляются законными представителями уполномоченных органов в соответствии с фиксированными перечнями и расписанием.

Балансы коммерческих и бюджетных компаний обладают отличием, которое заключается в самой структуре активов и обязательствах.

Бюджетные учреждения не наделены полномочиями для трудовой коммерческой деятельности, однако весь доход подлежит зачислению в бюджет самого учреждения на регулярной основе.

Основная суть учета заключается исключительно в предоставлении достоверной информации о финансовом положении учреждения компаниям, которые напрямую заинтересованы в получении этих сведений.

Счета

Изначально необходимо помнить о том, что каждый план счет включает в себя 26 знаков. Причем аналитические коды в номере сета трудового плана отображаются в специально разработанном порядке, а именно:

  • с 1 по 17 – отображается код относительно классификационному признаку финансовых зачислений и затрат;
  • 18 – разновидность кода, который отображает финансовую деятельность;
  • с 19 по 23 – синтетические коды относительно Единого плана счетов;
  • 24-26 – разновидности финансовых зачислений относительно выбытий объектов учета (непосредственно коды КОСГУ).

Разновидность финансовой деятельности в кодовом обозначении по 18 разряду аналитического счета может принимать цифровое обозначение от 1 до 9.

Муниципальные учреждения, включая финансовые ведомства определенных бюджетов и органы, которые производят их кассовое обслуживание, могут применять такие обозначения:

  • 1 – работа осуществляется за счет финансового капитала бюджетной системы (подразумевается исключительно бюджетной сферы деятельности);
  • 2 – персональная прибыль учреждения;
  • 3 – капитал находится в краткосрочном распоряжении;
  • 4 – предоставлена субсидия для выполнения определенного рода задач;
  • 5 – предоставлена субсидия на иные нужды;
  • 6 – бюджетный вариант инвестиции;
  • 7 – денежные средства по медицинской страховке.

В свою очередь финансовые ведомства отображают операции, которые были произведены в пределах кассового обслуживания бюджетных и автономных организаций, не являющимися прямыми участниками бюджетного процесса.

Классификация доходов, расходов и источников финансирования

Бюджетная классификация содержит в себе не только организующее, но и правовое значение. Первое заключается в том, что она в полной мере позволяет:

  • обеспечить единообразный учет прибыли и финансовых потерь бюджета;
  • формировать необходимые отчеты о применении бюджета;
  • контролировать и производить анализ по каждой разновидности прибыли и финансовым затратам;
  • осуществлять кодировку показателей бюджета и отчетов автоматизированным вариантом.

В свою очередь бюджетная классификация содержит:

  • прибыль бюджета РФ;
  • функциональную разновидность классификации финансовых потерь бюджета РФ;
  • экономическую разновидность классификации затрат бюджета РФ;
  • классификацию относительно каналов внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ;
  • классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ и иных субъектов;
  • классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ, включая внешние активы;
  • ведомственный классификатор финансовых потерь федерального бюджета.

Прибыль бюджета РФ формируется за счет:

  • налоговых сборов с юридических и физических лиц;
  • всевозможные платежи за право пользования недрами и иными полезными ископаемыми;
  • оплаты госпошлин;
  • сборов за лицензионную деятельность по реализации алкогольной продукции;
  • денежных средств из иных бюджетных учреждений и так далее.

Финансовые потери бюджета – капитал, который направлен исключительно на финансовое обеспечение выполнения различного рода задач и функций не только государства, но и местных органов самоуправления (согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, финансовые потери бюджетных учреждений структурируются по нескольким группам, а именно:

  • функционал;
  • ведомство;
  • экономика.

Относительно функциональной группы, то она формируется в полном соответствии с ключевыми государственными функциями, которые отображаются в виде потерь, разделенных на подкатегории. Из этих подкатегорий выделяют пункты, которые напрямую связаны со сферой культурного развития, здравоохранения, образовательного процесса, социальной политики.

Иными словами, данный классификатор потерь бюджета способен детализировать направление финансовых затрат непосредственно по целевым статьям.

Говоря о ведомственной группе, то она отображает финансовые затраты на адресные направления капитала, включая отображение непосредственно самого распределения по определенным распорядителям:

  • федеральным;
  • министерским;
  • иных ведомств, которые способны реализовать функциональные разделы.

Иными словами, ведомственная группа включает в себя федеральные министерства и органы.

Последняя группа – экономическая — включает в себя финансовые потери бюджета по экономическому смыслу, в котором все затраты сводятся в единый экономический раздел, способный отображать разделение денежных средств, направляемых на капитальные либо же текущие расходы.

Благодаря этому бухучет в бюджетных учреждениях можно осуществлять безошибочно.

Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях — в данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/raznoe/buhuchet/v-byudzhetnyh-organizaciyah.html

Бухучет основных средств, зарплат, лицензий в бюджетных организациях

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Если деятельность предприятия полностью или частично финансируется средствами государства, оно является бюджетным.

Отнести учреждение к данной категории может соответствующий финансовый орган.

Также форма ведения хозяйственных операций определяется в учредительных документах.

Государственный контроль за всеми объектами бухучета ведет Главное управление казначейства. С их стороны осуществляется полный, систематизированный и стандартизированный учет.

Особенности бухучета в бюджетных организациях

К особенностям специфики бухучета в бюджетных организациях относится:

  • строгий контроль исполнения расходов сметы;
  • организация учета в разрезе бюджетных классификаций;
  • строгое соответствие нормативной документации всех операций.

Ведение бухгалтерского учета в непроизводственных организациях основывается на законодательство РФ о бюджетном процессе и бюджетном устройстве и Гражданском Кодексе.

Ежегодно Министерство Финансов публикует на своих официальных ресурсах действующие нормативные акты, которые содержат указания по ведению учета и отражению операций в балансе организации, с описанием специфики для различных видов деятельности.

Операции бухучета основных средств делятся на 4 основных вида:

  • приемка/приобретение основных средств;
  • движение внутри организации;
  • расчет амортизации и начисление износа;
  • выбытие/продажа основных средств.

Общий аналитический учет ведется наравне с коммерческими организациями, для оформления первичной документации используются формы ОС – c 1 по 10.

Для синтетического учета используются субсчета по счету 010Х XX XXX раздела I “Нефинансовые активы”.

Амортизация начисляется следующим образом: кредитуются аналитические счета по счету 0104 к дебету 0401 01 271 “Расходы на амортизацию ОС и НМА”.

При расчетах и начислениях следует руководствоваться п.43 Инструкции №148н о разделении основных средств по группам

и другими нормативными актами для бухучета амортизации в бюджетных организациях.

Как правильно оформлять наличные расчеты между физическими и юридическими лицами?
Проводки по начислению и выплате дивидендов в этой статье.

Особенности бухучета ТСЖ

Главной задачей бухучета в ТСЖ является отражение использования полученных денежных средств.

При этом отчетность необходима не только для контролирующих органов, но и для самих членов товарищества, то есть квартировладельцев.

ТСЖ имеет право создавать свой рабочий план счетов для отражения движений по ним, при условии соблюдения:

  • единой методологии бухучета, в основе которой лежат принципы начисления и двоичной записи;
  • отражения всех производимых хозяйственной-денежных операций на основе первичной документации;
  • накапливания и систематизации всей первичной учетной документации.

Особенности расчетов по зарплате

Расчет оплаты труда персонала в бюджетных организациях ведется в соответствии с тарифной сеткой, содержащей разряды и коэффициенты.

На разрядность и оклад сотрудника влияет результат аттестации, которую проводят в установленные организацией сроки

Бухучет зарплаты проводится по аналитическому и синтетическому учету.

Синтетический учет ведется на счетах 0502 02 210 и 211.

Учет материальных ценностей, лицензий и госпошлин

Бухучет материалов, ценностей и товарных запасов используется для отражения операций с имуществом, не являющимся основными средствами организации, и используемым для собственных нужд, при производстве продукции или оказании услуг.

Синтетический учет ТМЦ ведется на субсчетах 0105 ХХ ХХХ счета.

Для специфики бухучета в бюджетных учреждениях создаются свои субсчета и фиксируются в учетной политике и рабочем Плане счетов данного учреждения.

Бухучет госпошлин происходит следующим образом: госпошлина приравнивается к федеральным налогам и сборам, поэтому проводки выглядя так:

  • Дт счета учета затрат Кт 68 – начисление госпошлины;
  • Дт 68 Кт 51 – уплата госпошлины.

Если организация оплачивает различные госпошлины, то их аналитический учет организовывается в соответствии с требованием Инструкции №94н, утвержденной Министерством Финансов 31.10.2000 г.

Что такое земельный налог? Сроки сдачи декларации.
Все самое важное о международных стандартах качества ISO.

Лицензии относятся к нематериальным активам, которые условно делятся на две категории:

  1. одни дают право на осуществление какой-либо деятельности,
  2. другие предоставляют неисключительные права пользования и распоряжения (для программного обеспечения).

Приобретение первых сопряжено с осуществлением расходов на подачу заявления, непосредственную выдачу, а также консультационные юридические услуги.

Лицензии выдаются бессрочно, а, следовательно, расходы на их оформление нужно списывать единовременно

Сопутствующие затраты, в соответствии с ст.272 НК РФ, признаются на дату их осуществления, дату предъявления документов для расчета, либо в последний день отчетного периода.

Расходы по приобретению программного обеспечения в бухучете лицензий относятся к “расходам будущих периодов” и закрываются проводками:

  • Дт 60 Кт 51 – отражается покупка нематериального актива;
  • Дт 97 Кт 60 – отнесение стоимости лицензии на расходы будущих периодов;
  • Дт 20 (25, 26, 40) Кт 97 – стоимость списана на расходы.

Учет уставного капитала

Уставный капитал формируют при создании акционерные общества. Взносы учредителей могут представлять собой денежные средства, субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве акционера.

Бухучет уставного капитала производится на 75 счете “расчеты с учредителями”. При формировании фондов за счет взносов кредитуются субсчета данного счета.

Если общество приняло решение об увеличении уставного капитала за счет средств иных фондов или нераспределенной прибыли, то следует отразить это действие следующей проводкой:

Дт 82, 83, 84 Кт 80 – формирование уставного капитала за счет резервного капитала/добавочного капитала/нераспределенной прибыли.

Отличительной особенностью бухучета в организациях, где финансово-хозяйственные операции производятся из средств бюджета, является строгий контроль за исполнением расходных и доходных смет.

Их деятельность строго регламентирует Министерство Финансов РФ и местные исполнительные органы власти.

Вся документация имеет стандартизированные формы, об изменении которых можно узнать на официальных интернет-ресурсах, в подразделениях налогового управления и других изданий, освещающих новости бухучета.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://buhguru.com/buhgalteria/bukhuchet-v-byudzhetnykh-organizaciyakh-kor.html

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

    К  бюджетным  относятся организации,  основная   деятельность   которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе  смет доходов и расходов  (бюджетной сметы).  Обязательным  условием   является открытие  финансирование  по  смете и ведение   бухгалтерского   учета   и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

       Хорошо поставленный  бухгалтерский  учет  позволяет  не  только  выявить скрытые  резервы,  обнаруживать  нарушение  режима   экономии   плановой   и финансово-бюджетной дисциплины,  но  и  предупреждать  и  вовремя  устранять возможные потери и необоснованные затраты.

    Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации – основа  укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

    Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных  с исполнением сметы расходов  по  бюджету,  бухгалтерский  учет  позволяет  не только  систематически  сопоставлять  их  с  утвержденными   нормативами   и сметами, но и  устанавливать  причины  отклонений  фактических  расходов  от утвержденных нормативов  и  смет,  выявлять  наиболее  целесообразные  нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом.  Чем точнее учет, тем выше качество планирования.

    Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут оперативно  принимать  меры,  по  устранению  просчетов  и отклонений   от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и  финансовой  деятельности.  С помощью   бухгалтерского   учета   в   каждом   учреждении   устанавливаются систематическое  наблюдение  за  сохранностью  средств,   контроль   за   их рациональным использованием.

    По данным бухгалтерского учета можно вскрыть  факты  бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств,  принять  меры к сбережению живого и овеществленного труда.

    Следовательно,  бухгалтерский  учет  –  это  важнейшее   звено  системы управления учреждениями непроизводственной сферы.

    Все вышеизложенное  подтверждает  актуальность  темы  настоящей  работы, что предопределило ее цель и задачи.

    Целью курсовой работы  является  изучение  особенностей  бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных организациях.

   Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— изучить бухгалтерский учет бюджетных организаций (его организацию и формы);

—  изучить бухгалтерскую отчетность бюджетных организаций. 

ГЛАВА 1. Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных организаций.

1.1. Организация бухгалтерского учета бюджетных организаций и его особенности.

   В соответствии с законом «О  бухгалтерском  учете»  основными  правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие:

    —   бухгалтерский учет  имущества,  обязательств  и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях;

—   имущество,   являющееся   собственностью   организаций,    учитывается

    обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося  у данной организации;

    —  бухгалтерский  учет  ведется  организацией  непрерывно  с  момента   ее регистрации до ликвидации или реорганизации;

    —  все  хозяйственные  операции  и  результаты   инвентаризации   подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без  каких – либо пропусков или изъятий;

    — основанием для записи в учетных  регистрах  являются  первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты;

    —  организация  ведет  бухгалтерский  учет   имущества,   обязательств   и хозяйственных операций путем двойной записи  на  взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий  План  счетов  бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны  соответствовать оборотам  и остаткам  по счетам синтетического учета;

    —  текущие  затраты  на  производство  продукции  и  капитальные  вложения учитываются раздельно.

     Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.

     Потребность  в  средствах  бюджетного  учреждения  отражается  в   смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый  документ.

     На  основе  утвержденной  сметы  бюджетные  учреждения   получают   денежные средства для осуществления своей деятельности.

    В соответствии с законом «О бухгалтерском учете»  ответственность за организацию    бухгалтерского    учета    в     организациях,     соблюдение законодательства   при   выполнении   хозяйственных   операций   несут    их руководители, которые могут в зависимости от объема учетной работы:

— вести бухгалтерский учет лично;

— ввести в штат должность бухгалтера;

    —  учредить   бухгалтерскую   службу   как   структурное   подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

    —  передать   на   договорных   началах   ведение   бухгалтерского   учета централизованной бухгалтерии, бухгалтеру-специалисту, специализированной организации.

     Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной  сферы определяются:

1) законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе,

Источник: http://stud24.ru/accounting/osobennosti-buhgalterskogo-ucheta-v-bjudzhetnyh/181155-528815-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.