Определение специальной оценки условий труда (СОУТ)

Содержание

Специальная оценка условий труда

Определение специальной оценки условий труда (СОУТ)

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества  и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ.

Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны.

  Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

***

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

  • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
  • Высокая стоимость работ;
  • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место.

К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.

Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Посмотреть реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.

Проверить наличие сертификата

Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

Подготовка к проведению специальной оценке

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.

Скачать образец приказа о проведении СОУТ

В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.

Немного истории.

Источник: http://okhrana-truda.com/usloviya-truda/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Определение специальной оценки условий труда (СОУТ)

Определение специальной оценки условий труда (СОУТ)

Среди принципов функционирования современных предприятий одним из самых важных является выявление факторов, которые негативно сказаться на сотрудниках и действиях, которые они выполняют.

Специальная оценка — обязанность всех работодателей, которая установлена на законодательном уровне. Численность работников и юридический статус не играют особой роли. Процедура оценки обязательна для рабочих мест, где сотрудники имеют дело с техникой и компьютерами.

Раз за 5 лет осуществляют дополнительную проверку со специальными условиями и правилами. Внеплановые проверки проводят при специальных условиях.

Перечень оснований:

  1. Наступление несчастных случаев.
  2. Наличие предписания от трудовой инспекции.
  3. Разработка новых мест для сотрудников.

Организация работодателем аттестации по рабочим местам приводит к тому, что за следующие пять лет можно отказаться от проверок.

Для чего проводится данное мероприятие

Существуют ситуаций, когда используются результаты проверок:

  1. Если требуется подтвердить и составить доказательства по расходам на мероприятия, проводимые для улучшения условий труда. Такие затраты могут быть возмещены за счёт ФСС, если обосновать и привести документальные доказательства. Главное – убедить контролирующие меры в том, что принимаемые меры действительно снижают травмоопасность и улучшают условия.
  2. Когда нужно обосновать аналогичные расходы, но уже в целях применения конкретной системы налогообложения.
  3. Если важно провести расчёт по тарифам на основе взносов в ПФР, так как учитывается класс условий труда на конкретных рабочих местах.
  4. Когда определяется уменьшение цены на взносы.
  5. Во время установок гарантий и компенсаций для сотрудников.

№ 426-ФЗ – самый важный нормативный акт, по которому регулируется процесс специальной оценки.

В нем подробно описаны отношения между представителями предприятия и теми, кто непосредственно занимается проверкой. Кроме того, важная норма содержится в статье 2 Федерального Закона.

Здесь указывается, что международное право всегда находится в приоритете над национальным.

Порядок и методика проведения

Работы проводятся только специализированной компанией, которая имеет соответствующую лицензию и необходимое оборудование. Что касается процедуры, то при её проведении придерживаются следующего порядка:

  1. Образование специальной комиссии, которая будет отвечать за процесс. Представители от руководства компании тоже входят в состав – директор либо специалист по охране труда, представители Профсоюза. Выпускается специальный приказ, чтобы утвердить состав комиссии. Данный этап работы занимает несколько суток. Лабораторию представляют лишь те, кто является исполнителями, они сами не могут быть частью комиссий.
  2. Составление, разработка рабочих мест для комиссии специальной оценки. Отдельный процесс – составление списка с рабочими местами, которые требуют проверки.
  3. Поиск, привлечение лаборатории.

Лучше выбирать подрядчиков, у которых уже накопился серьёзный опыт работы в соответствующем направлении. Важно наличие официальных положительных отзывов и современной технической базы.

Для лаборатории обязательным требованием выступает государственная аккредитация. Компания должна значиться в специальном Реестре.

Важно выбирать подрядчиков, которые проводят испытания и оценку для конкретной сферы труда. По трудовому договору у компании должно работать минимум пять специалистов с подходящей квалификацией.

Обязательным становится и наличие высшего образования.

Следующие этапы:

  1. Идентификация присутствующих факторов, оформление деклараций после того, как рабочие места идентифицированы. За данный этап отвечают эксперты. Они используют результаты непосредственного осмотра и замеров. Учитываются действующие классификаторы по вредным факторам.
  2. Оформление учёта, после которого идёт распределение по группам в зависимости от наличия и опасности присутствующих негативных факторов.

Завершающий этап может отнять до 1-2 дней. В дальнейшем данные отчётов используются при создании программ по производственному контролю на предприятиях.

Применение результатов оценки

Результаты применяются для того, чтобы осуществлять следующие действия:

  1. Контроль состояния трудовых условий.
  2. Сообщение сотрудникам о том, каким рискам они подвергаются.
  3. Планирование, проведение мероприятий для улучшения условий.
  4. Расчёт дополнительных тарифов по страховке.
  5. Сбор аналитических данных.
  6. Привлечение медицинских сотрудников, когда надо решить проблему.
  7. Анализ и регулирование конфликтных ситуаций.

Специальные классификации часто становятся результатом проведённой аттестации.

По итогам контрольно-проверочных работ предприятиям присваиваются отдельные классы и подклассы. То же самое касается конкретных рабочих мест. Всего можно выделить четыре класса:

  1. Первый класс вводится для предприятий, где вредные условия отсутствуют. Или если они есть, но ничтожны.
  2. У второго класса самое широкое распространение для группы предприятий промышленности. Это значит, что восстановление после рабочих смен происходит менее, чем за сутки.
  3. Третий класс – предприятия, где вредные факторы угрожают только организму и здоровью трудящихся. У третьего класса имеются подклассы. Первая степень вводится для тех, кому требуется больше суток для восстановления после смены. Вторая предполагает частое наличие лёгких профессиональных заболеваний. Третья и четвёртая степень – самые опасные.
  4. Четвёртый подразумевает наличие очень серьёзной опасности для сотрудников. Особенность этой группы – дополнительные факторы, которые становятся серьёзной угрозой для жизни гражданина.

На видео ниже представлена классификация условий труда, особенности проведения СОУТ подробно.

О государственной информационной системе оценивания

Существует специальная система, которая позволяет учитывать всех, кто участвует в информационно-оценочной деятельности. В таких системах присутствует информация практически по всем работодателям. Она включает:

  • полную форму наименования лица;
  • номер и адрес госрегситрации, описание места нахождения с ИНН, код по классификатору по экономическим видам деятельности;
  • рабочие места;
  • условия труда с классами и подклассами;
  • проведённые корректировки для ситуаций, когда мероприятия назначались повторно.

Конкретные рабочие места описываются отдельно — это касается количества трудящихся, распределения по классам, кодов работников и личных ИНН, оснований для формирования прав. Российское правительство – главный оператор данной информационной системы.

Процесс — полностью независимый, но отличается высокой сложностью. За контроль в данной сфере отвечает только государство.

Должностные лица исполнительной власти не отвечают за такие процессы.

То же касается учредителей, руководства организации, которая подвергается проверке, или экспертов, если они являются близкими родственниками, знакомыми участников процедуры.

Принципы созданы для предотвращения коррупции, ведь такие противозаконные действия часто ведут к ухудшению условий труда.

Заключение

В настоящее время правительство старается унифицировать процедуры по специальной оценке условий труда на предприятиях, благодаря чему есть возможность только однократно проводить процедуру с определённой периодичностью. Потом результаты проверки используются для общения с другими государственными структурами. Это универсальный подход, который позволяет извлечь выгоду каждой стороне-участнику.

Проверка условий труда позволяет выяснить, у кого из сотрудников есть право на дополнительные льготы.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ocenka-usloviy-truda/opredelenie-sout.html

Специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест

Определение специальной оценки условий труда (СОУТ)

При определении класса опасности рабочих мест может быть проведено сплошное или выборочное их оценивание. В последнем случае анализу подвергают аналогичные рабочие места.

Специальная оценка условий труда происходит обычно в ситуациях с большим числом штатных однотипных сотрудников.

Это позволяет ускорить процедуру СОУТ (спецоценки) и снизить затраты на реализацию таких оценочных мероприятий.

Основные особенности

В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.

В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.

Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:

  • рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • условия работы идентичны или почти одинаковые;
  • персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
  • рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
  • при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.

Как говорят разъяснения о специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах, если не выявлены совпадения по всему набору признаков, нельзя объединять места труда для целей спецоценки. То есть, подходит только сплошной метод.

Если аналогичных мест на предприятии много, ориентироваться необходимо на лимит минимального охвата проверкой рабочих мест. Оценивание должно пройти в отношении 20% рабочих мест, признанных одинаковыми. В абсолютном значении минимальный порог охвата установлен на 2 рабочих объекта.

По итогам специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест приказ руководства закрепляет общую картину – карту СОУТ. По всем объединенным объектам выносят одинаковые рекомендации по повышению уровня безопасности и комфортности труда.

Примеры ошибок при группировке рабочих мест

На предварительном этапе работодатель составляет ориентировочную смету затрат на спецоценку. При расчете необходимых финансовых вложений в это мероприятие все предприятия стремятся сэкономить.

Это, конечно, возможно, если объединить аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда будет проведена тогда в отношении меньшего числа объектов (за счет уменьшения объема работы экспертов снижается стоимость их услуг).

В процессе идентификации аналогичных мест труда могут быть допущены грубые ошибки, искажающие расчеты. Например:

ОшибкаПримерПояснение
При объединении в одну группу не был учтен фактор разных наименований штатных должностей и наличия отличий в должностных функцияхБухгалтерский отдел занимает один кабинет. В помещении находится несколько бухгалтеров и главный бухгалтер с кассиром. Работодатель причислил весь финансовый персонал к одной категории.Это неверный подход – объединять можно только бухгалтеров со схожими функциональными обязанностями. А у кассира и главного бухгалтера набор трудовых обязанностей отличается от всех других должностей.В итоге, в данном примере 3 группы рабочих мест.
Не учтен фактор идентичности эксплуатируемого оборудованияСлужба технической поддержки клиента состоит только из операторов. Все они трудятся в одном помещении, их рабочие обязанности и названия должностей совпадают. Наниматель объединил их в одну группу для проведения спецоценки.Этот шаг будет оправданным при одном условии – весь набор используемого такими работниками отдела оборудования и инструментов обладает идентичными характеристиками, совпадают даты изготовления этих технических средств и марки производителей.
Нарушен лимит проверки – аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда должна охватывать в объеме от 20%, но не менее 2-х штатных единицВ одном цехе работает 5 раскройщиц. Они соответствуют всем критериям идентичности для объединения в группу аналогичных рабочих мест. Вычисляют 20-типроцентный порог проверки: он равен 1 единице (5 × 20%). Работодатель включает в план оценочной проверки одну должность.Это неверное решение – если 20% должностей внутри одной группы охватывают менее 2-х штатных единиц, спецоценку проводят хотя бы по двум рабочим местам

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://blogkadrovika.ru/spec-ocen-uslov-truda-analog-raboch-mest/

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Определение специальной оценки условий труда (СОУТ)

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: СКАЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(6 4,33 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.