+7(499)495-49-41

Какой правильный режим труда и отдыха водителей?

Содержание

Режим труда и отдыха водителей: правила и положения на 2018 год

Какой правильный режим труда и отдыха водителей?

График работы составляется на месяц и включает рабочие дни с учётом начала и завершения смены, время на перерыв для обеда и отдыха, выходные дни и специальные перерывы для определённых категорий водителей. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным.

Ежедневный учёт

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов.

При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов. Эти 7 часов включают не только конкретно время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей.

Подробнее данные нюансы будут рассмотрены в разделе «Рабочее время водителя».

Суммированный учёт

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы. Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях.

Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся. Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов. К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;
  • перевозки на легковых служебных авто при обслуживании руководителей, органов местного самоуправления и государственной власти;
  • внутрикарьерные, внутризаводские и внутриобъектные технологические перевозки, при которых транспортное средство не выходит на дороги общего пользования и улицы города;
  • перевозки при работе с аварийными службами и коммунальными службами, учреждениями здравоохранения, службами почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • водители пригородных и городских маршрутных автобусов;
  • междугородные перевозки.

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Рабочее время водителя

Общий объём рабочего времени состоит не только из периода, когда водитель находится за рулём ТС, но также из следующих временных периодов:

  1. Управление машиной.
  2. Подготовительные работы перед началом смены и перед её завершением, особенно, если составляется режим труда и отдыха водителя международника.
  3. Перерывы на отдых, специально установленные работодателем в конечном пункте и в процессе передвижения.
  4. Простой, причина которого не заключается в вине водителя.
  5. Вынужденный простой во время разгрузки или погрузки товаров.
  6. Вынужденный простой на участках со специализированными автомобилями.
  7. Период прохождения медосмотра перед выходом на смену или перед выездом на рейс, а также после завершения смены. Дорога туда и обратно обязательно учитывается, если до места прохождения медосмотра необходимо добираться.
  8. Период управления ТС во время дальнего рейса, когда водителя сменяет напарник.
  9. Время, которое водитель затрачивает на организацию охраны ТС и перевозимого груза на промежуточных станциях или стоянках. Речь идёт о междугородних перевозках.
  10. Время, которое водитель тратит на устранение поломок обслуживаемого транспортного средства в период рабочей смены.

Помните, что намерение работодателя заставить сотрудника делать перерыв за счёт времени на обед, не является законным. Также стоит обратить внимание на время, которое уходит на охрану перевозимого груза. Засчитывается это время не в полной мере, но 30% должно засчитываться обязательно.

Также засчитывается и время пребывания водителя на рабочем месте, во время которого он не управляет машиной. Такие часы засчитываются минимум в количестве 50%.

Ранее уже упоминался тот факт, что положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей регулирует любые периоды, связанные с рабочими обязанностями сотрудника. Отдельно стоит поговорить о времени, которое водитель тратит конкретно на управление автомобилем. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.

Если речь идёт о перевозке пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной, превышающей 9,5 метра, максимальный период управление ТС сокращается до 8 часов.

Данное правило также учитывается, когда составляется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, транспортирующих крупногабаритные, длинномерные или тяжеловесные грузы.

Увеличение времени управления транспортным средством допускается в следующих случаях:

  1. Суммированный учёт времени допускается при управлении пригородными или городскими автобусами.
  2. Увеличение смены до 10 часов допускается не чаще двух раз в неделю при использовании суммированного учёта рабочего времени. За 2 недели длительность управления автомобилем не должна превышать 90 часов.

Можно сделать вывод о том, что водители пригородных, городских и грузовых транспортных средств отличаются самыми загруженными рабочими днями. При этом верхний предел в плане времени управления ТС устанавливается не всегда. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене длительностью в 12 часов.

Режим отдыха

Законный отдых, в свою очередь, представлен такими составляющими, как обеденный перерыв, перерыв на питание, еженедельные выходные и специальные перерывы для водителей междугородников. Индивидуальные нормативы действуют относительно каждого из перечисленных видов перерывов.

Отдых и принятие пищи

Длительность полноценного приёма пищи, в зависимости от длительности смены, колеблется в пределах 30 — 120 минут. Если рабочий день превышает 8 часов, обеденный перерыв может составлять 2 часа.

Перерыв между сменами

Если учёт времени происходит по стандартной схеме, длительность отдыха между сменами может быть в два раза больше, чем длительность смены. Время на обед также входит во время, отведённое на ежедневный отдых.

Например, при длительности рабочей смены с 8 до 17 и часе обеденного перерыва, между сменами водитель должен отдыхать 15 часов минимум. При семи часовом рабочем дне длительность отдыха может сократиться до 13 часов.

Исключения в данном случае также имеются:

  1. Если речь идёт о пригородных или городских перевозках, время на отдых между сменами сокращается до 9 часов. При этом отдых в 2 суток положен водителю после окончания второй смены.
  2. При междугородних перевозках время на отдых между сменами составляет до 11 часов, при этом сокращать время на отдых до 9 часов допустимо только три раза в неделю. Если такое происходит, в конце рабочей недели предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Длительность такого отдыха должна приравниваться к количеству потерянных часов в течение рабочей недели.
  3. Разбитый отдых между сменами допускается в отдельных случаях. Деление происходит так, чтобы одна часть приравнивалась 8 часам, а общее время не было менее 12 часов.

Непрерывный еженедельный отдых

Данный вид отдыха представлен еженедельными выходными, длительность которых должна составлять минимум 42 часа. В отдых между сменами выходные при расчёте не включаются. Если речь идёт о стандартной рабочей неделе, общее количество часов на непрерывный отдых должно составлять 57 часов. При суммированном графике работы допускается назначение выходных в разные дни.

Специальные перерывы предназначены водителям междугородникам, и их длительность составляет 15 минут. Через 4 часа после непрерывного управления транспортным средством должен быть первый такой перерыв, а каждые последующие 2 часа назначаются следующие перерывы длительностью в 15 минут. Специальный перерыв не предоставляется, если его время совпадает с перерывом на обед.

Ненормированный рабочий день

Отдельно стоит поговорить о ненормированном рабочем дне, для которого законодательство также предусматривает свои нормативы. К сотрудникам, рабочий день которых не нормирован, относятся водители транспортных средств, которые задействованы в изыскательских партиях и экспедициях в следующих сферах:

  • изыскательные и топографо-геодезические работы в полевых условиях;
  • геологоразведочные работы.

Дни непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях, а на нормальную продолжительность рабочей недели ориентируются при установке продолжительности и количества рабочих смен.

Продолжительность ненормированного рабочего дня может быть любой, но в неделю водитель должен работать не более 40 часов.

Использование тахографа позволяет контролировать режим работы водителя путём установки данного устройства на транспортное средство. Происходит регистрация маршрута движения машины и её скорости с учётом трудового графика сотрудника, который транспортным средством управляет. Установка тахографа является обязательной для следующих видов транспорта:

  • грузовые авто с максимальной массой в 3,5 тонны;
  • любые автомобили массой свыше 5 тонн;
  • автомобили весом менее 5 тонн, рассчитанные на 8 пассажиров;
  • все ТС, используемые для коммерческих перевозок.

Тахографы без криптозащиты, установленные до марта 2014 года, в 2018 году использовать нельзя.

Штрафные санкции

Согласно положению о времени на работу и отдых, отсутствие тахографа ведёт за собой наложение штрафных санкций в размере 1 — 3 тыс. руб. для граждан и водителя и 5 — 10 тыс. для должностного лица или предпринимателя.

Обязательно оговаривайте с работодателем заранее все нюансы и сомнительные вопросы перед приёмом на работу, чтобы избежать штрафов и иметь возможность работать в максимально комфортных и безопасных условиях как для себя, так и для пассажиров.

Оценка статьи:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://motorsguide.ru/pravo/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej

Какой правильный режим труда и отдыха водителей?

Какой правильный режим труда и отдыха водителей?

Водитель — это весьма ответственная профессия. Перевозка грузов и пассажиров производится с помощью тяжёлых транспортных средств, которые являются источниками повышенной опасности. По этой причине за состоянием водителей необходимо осуществлять тщательный контроль.

Также законодательно установлены многочисленные нормы, определяющие, сколько времени в течение того или иного периода может длиться смена водителя. В частности, определено, как долго шофёр может находиться непосредственно за рулём.

Также указывается, какое время, которое в течение смены ушло на выполнение иных функций, не связанных непосредственно с вождением, может быть засчитано ему в рабочее.

Особенность режим труда водителей авто состоит в том, что всё их рабочее время подразделяется на ряд периодом:

  • промежутки, в течение которых водитель осуществляет непосредственное управление автомобилем;
  • время, которое отводится на отдых, в том числе в ходе перемещения от пункта отправления в пункт назначения, а также в самом пункте назначения;
  • время подготовки ТС к отправлению по маршруту;
  • заключительное время, которое предназначено для осуществления операций перед возвращением на предприятие с маршрута;
  • время, которое сотрудником тратится на прохождение медосмотра как перед отправлением в рейс так и после возвращения из него;
  • время простоя, носящего вынужденный характер в местах, где производится погрузка перевозимого на транспортное средство либо его выгрузка;
  • период простоя, причиной которому стала вина третьих лиц;
  • время, потраченное на ремонт автомобиля, если речь не идёт о разборке его механизма, для чего требуется помощь специалистов;
  • время, которое уходит на принятие мер безопасности с целью обеспечения сохранности груза на время, пока ТС находится на стоянке, а также при прибытии машины в место назначения;
  • время, которое водитель, отправившийся в рейс со сменщиком, тратит на цели, не связанные с обслуживанием ТС;
  • иные виды рабочего времени.

В итоге водитель, для которого предприятием введён восьмичасовой рабочий день, может включить в него и время, потраченное на некоторые действия, входящие в вышеприведённый перечень.

В частности, в эти 8 часов полностью включается время, которое было потрачено на медосмотр перед рейсом и после его завершения, а также время на отдых.

Время, которое у водителя ушло на устройство охраны перевозимой продукции, можно включить в рабочее не целиком. Однако, по меньшей мере, 30% от такого времени необходимо засчитать именно как рабочее. Тот промежуток времени, в который шофёр находится на рабочем месте в грузовике, но при этом не управляет ТС, требуется как минимум в половинном размере внести в рабочее время.

Правовое регулирование: положение о режиме труда

Порядок исполнения водителем ТС своих обязанностей регулируется соответствующим правовым актом — Положением о режиме времени работы и отдыха.

Данный документ был принят приказом Министерства транспорта России 20 августа 2004 года.

В нём описаны все особенности, которые характерны для работы водителей, а также каким образом эти особенности влияют на определение графика их работы.

Нормы труда водителей

Упомянутое в предыдущем разделе этой статьи Положение, которым регулируется режим труда водителей ТС, содержит ряд нормативов, относящихся к продолжительности времени их работы. В числе прочего оно включает следующие нормы:

  • водитель авто по нормативу должен работать не свыше сорока часов еженедельно;
  • продолжительность его смены не может превышать восьми часов, если для него установлена пятидневка;
  • продолжительность его смены не может превышать семи часов, если для него установлена шестидневка;
  • при несоблюдении на предприятии норм, включённых в два предыдущих пункта, вследствие особенностей рабочего процесса в организации для сотрудника действует учёт времени суммированно, иначе говоря, оно не должно превышать норму, установленную для более длительного периода, это может быть месяц или  квартал.Такой порядок возможен, в частности, при управлении грузовиком при его движении в течение смены по маршрутам внутри города либо в пределах пригородов.Также его применяют для шофёров, которые перевозят грузы, предназначенные для почты или организаций телефонной связи, а также для учреждений здравоохранения.При этом его введение допускается лишь на условии его утверждения структурами, которые представляют интересы водителей на данном предприятии;
  •  в случае, если учёт времени производится по системе, указанной в предыдущем пункте, смена по продолжительности также не может превосходить десять либо в некоторых случаях двенадцать часов;в то же время ранее уже упоминалось, что в любом случае в течение смены водитель не только непосредственно осуществляет вождение авто, но также выполняет иные операции. Предусмотрено, что непосредственно водить ТС он может не более девяти часов в продолжение смены. Если же он работает на габаритном ТС либо его рейс проходит по маршруту в горной местности со сложным рельефом, то непосредственно вождение не должно занимать свыше восьми часов в течение смены.
  • при этом увеличение рабочего времени, в размерах, указанных в предыдущем пункте, не может происходить свыше двух раз в течение одной недели;
  • в итоге в общей сложности водитель не может работать свыше 90 часов в течение недели;

Отдельно устанавливаются нормативы для сотрудников, которые специализируются на работе на скорой помощи либо перевозят пассажиров на автобусах.

Также существуют чёткие нормы, относящиеся к режиму отдыха сотрудников данной специальности.

Первый из них — интервал внутри смены, который предназначен для приёма пищи и локального восстановления сил.

Установлено, что в середине трудового дня шофёру необходимо предоставить обеденное время, длительность которого должна быть от получаса до двух часов. Конкретная его величина определяется длительностью смены.

В частности, два часа обеденный перерыв составляет, если шофёр в течение смены трудится более 8 часов.

Отдых между двумя сменами должен по продолжительности быть, по меньшей мере, равен длительности смены, взятой в двойном размере. При этом в данный отдых включается и обеденный перерыв, что подразумевает, что при его наличии разрыв между сменами уменьшается.

Если учёт трудового времени сотрудника суммированный, то установлено, что в общем случае между сменами ему необходимо отдыхать не менее 12 часов. В то же время в нормативных актах установлены ситуации, когда из этого правила можно сделать исключение:

  • если сотрудник занимается перевозками внутри городской черты или по пригородам, то пауза между двумя сменами может составлять девять часов, в то же время при завершении второй из них ему требуется предоставить отдых уже в 48 часов;
  • также при междугородных перевозках допускается уменьшить промежуток между сменами до 11 часовв дополнение каждую третью неделю позволяется сократить эту паузу для сотрудников, занимающихся такими перевозками, до девяти часов. При  этом после завершения второй смены сотрудник получает возможность отдыхать всю оставшуюся неделю, в этот период дополнительно включается и промежуток, на который уменьшился его отдых между сменами.

Наконец, непрерывный еженедельный отдых — это ещё один, третий, вид свободного времени, который нельзя смешивать с отдыхом между двумя сменами. Установлено, что в выходные дни водитель ТС должен отдыхать подряд по меньшей мере 42 часа. При этом при стандартной рабочей неделе по пятидневной схеме минимальная продолжительность подобного отдыха составляет уже 75 часов.

Выходные дни для водителя при суммированном графике могут быть не привязаны к субботе и воскресенью. Допускается их назначение на любые иные дни недели. Решение этого вопроса производится с учётом физиологического критерия.

Режим по тахографу

В настоящее время режим работы водителей контролируют с применением тахографа. Данное устройство устанавливается на транспортное средство и служит для регистрации скорости и маршрута движения этого ТС, а также для фиксации трудового графика лица, находящегося за рулём. Обязательно необходимо устанавливать тахограф:

  • на автомобилях, которые весят менее 5 тонн, при этом вмещают 8 пассажиров;
  • в любом случае на автомобилях, масса которых превышает 5 тонн;
  • на грузовых авто, разрешённая максимальная масса которых составляет 3,5 тонны.

В целом любые лица, которые занимаются перевозками коммерческого характера, должны установить на своих ТС эти аппараты.

Установлено, что тахографы прежнего образца, на которых отсутствует криптозащита и которые ставились до марта 2014 года, в 2018 году нельзя эксплуатировать.

Наказание за нарушения

Нарушения данного режима предполагают различные санкции. Так, при эксплуатации транспортного средства, на котором отсутствует тахограф для нарушителей предусмотрены штрафы в следующем размере:

  • от тысячи до трёх тысяч рублей для граждан;
  • от пяти до десяти тысяч для предпринимателей и должностных лиц.

Если же водитель нарушает установленный для него режим труда и отдыха, его ждёт выплата штрафа с диапазоне от тысячи до трёх тысяч рублей.

В данном видео дополнительная информация о правильном режиме труда и отдыха водителей.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/rezhim/rabochee-vremya/rezhim-truda-voditelej.html

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2018 году – работа России, дальнобойщика

Какой правильный режим труда и отдыха водителей?

При осуществлении грузовых перевозок по Российской Федерации и других странах, необходимо обязательно учитывать требуемый режим труда и отдыха водителей грузовиков.

Это позволяет не перерабатывать сотрудникам и исключает возникновение аварийных ситуаций вследствие усталости.

Поэтому крайне важно становится знать, какой режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в России в 2018 году существует, и каковы его значения на данный момент.

Работодатели нередко заставляют своих сотрудников перерабатывать, и это касается и водителей, которые для того, чтобы быстрее довезти груз, вынуждены не спать днями.

Между тем, именно по причине усталости происходит большинство аварий, которые влекут за собой самые непредсказуемые последствия.

Для отслеживания режима работы водителей было введено обязательное требование наличия тахографа, который может отслеживать информацию о водителе и фиксировать нарушения.

Чтобы не получать штрафов и не становиться виновником ДТП, следует рассмотреть, какой режим работы будет оптимальным для водителей.

Все требования к нормативам труда и отдыха прописаны в законодательных актах, включая количество часов в зависимости от режима работы водителя, а также учитывая перерывы в работе.

Если будет выявлено, что тахограф зафиксировал нарушение, то штраф будут платить как водители, так и их начальники, ведь безопасность на дорогах — одна из главных проблем России.

Основные понятия

Чтобы разобраться в порядке режима работы водителей и не допускать нарушений при составлении графика, следует для начала ознакомиться с основными терминами.

Они позволят понять, что подразумевается под графиком, какие у него есть особенности, и что используется для отслеживания периодов работы.

ТерминЗначение
ТахографСпециальное техническое устройство, которое используется для мониторинга маршрута автомобиля, его скорости, а также отслеживает режим работы водителя. Тахограф подключается к датчикам на основных узлах автомобиля, что и дает возможность получать наиболее полную информация о процессе использования машины
График работыВременные промежутки, в которые сотрудник должен трудиться с обязательными перерывами и заранее оговоренным периодом отдыха, дающим возможность отвлечься от рабочего процесса и психологически разгрузиться
ДальнобойщикВодитель грузового автомобиля или автобуса, должностные обязанности которого заключаются в доставке пассажиров или грузов на дальние расстояния. Обычно дальнобойщики работают парами, обеспечивая отдых друг друга и подстраховывая на случай непредвиденной ситуации

Принцип его назначения

Разрабатывать график работы и отдыха водителя следует таким образом, чтобы сотрудник работал количество времени, не превышающее установленный законодательством размер.

Более того, следует отводить достаточно времени для отдыха, чтобы водитель мог не только размяться, но и достаточно поспать.

Остановки для кратковременной передышки также должны быть, поскольку это время может быть потрачено на прием пищи, быстрый сон или прочие жизненные потребности.

Таким образом, составлять график работы водителя необходимо в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта.

При этом в расписании обязательно должно быть время не только на кратковременные передышки, но и полноценный отдых между сменами.

Кроме того, водитель имеет право также на обеденный отдых, а длительность смены жестко ограничена, чтобы не допускать переработки человека.

А руководство должно ясно представлять, что будет в случае нарушения.

Какими нормативными актами регулируется

Основным законодательным актом касательно режима работы водителей, которые причисляются к сотрудникам транспорта, является Трудовой кодекс Российской Федерации.

В его главе 51 регламентирован прием на работу сотрудников, связанных с движением транспортных средств, их рабочее время и требования к дисциплине.

Конкретно о времени работы сказано в статье 329, в соответствии с ней, работодатели могут устанавливать собственный график работы водителей, но вольности допускаются только для улучшения положения.

Таким образом, установить график работы хуже, чем он описан в Кодексе, попросту невозможно.

Кроме того, профильным нормативным актом считается и приказ Минтранса России “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”.

В этом приказе под номером 15 оговаривается как рабочее время, так и длительность отдыха, тем самым регламентируются требования к графику.

Причем этим документом регулируется не только стандартный рабочий график, но и суммированный, который устанавливается в ситуации, когда предприятие не может обеспечить нормированный рабочий день.

Возникающие нюансы

Для того, чтобы график работы и отдыха водителя был максимально соответствующим закону, следует понимать, как нужно будет формировать его в разных ситуациях.

Следует разобраться не только в основных принципах формирования рабочего времени водителя, но и организации учета дня, а также основных факторах работы.

Кроме того, следует разобраться, как стоит выполнять нормы, если транспортом управляет два человека, и сколько будет нужно заплатить, если будет выявлено нарушение трудового режима.

Обязательно нужно учесть, что тахограф, который установленный в грузовике, может проверить сотрудник ГИБДД и назначить штраф при несоответствии значений.

Для этого он использует либо считыватель, либо карту контролера, которая дает возможность распечатать основную информацию.

Поэтому нужно не только составлять график, но и следить за его выполнением, а также вовремя пресекать имеющиеся нарушения, если они были зафиксированы.

Принцип формирования рабочего времени сотрудника

Закон регламентирует, что водитель должен работать определенное количество времени в день, либо же месяц.

График нужно разрабатывать с его требованиями, поскольку в таком случае к нему не возникнет претензий у контролирующих органов.

график работы по тахографу

Имеет значение длительность рабочей недели водителя, а также особенности работы предприятия, ведь не всегда применимы нормы касательно стандартной организации работы.

После каждой смены у водителя должна быть возможность полноценного отдыха, а сами смены организуются с учетом рекомендованной длительности, но есть и место для особых случаев.

Например, при пассажирских перевозках или работе в экстренных службах действуют свои нормативы.

Организация учета дня

Для водителя важно организовать рабочий день таким образом, чтобы он был разбит на временные участки непосредственной работы и качественного отдыха.

При этом не стоит забывать, что вся информация фиксируется тахографом, обмануть который достаточно сложно.

Сам водитель в установленное рабочее время должен выполнять свои должностные обязанности так, как это прописано в трудовом договоре, распорядке компании и графике работ.

Если же получается сверхнормативная работа, этот вопрос стоит обсудить с начальством, и длительность работы вполне может быть увеличена, правда с последующим увеличением отдыха.

Поэтому вопрос о том, можно ли на грузовике превышать норму работы, будет иметь утвердительный ответ, правда с оговоркой, что делать это можно только после согласия водителя.

Ежедневный

При ежедневном учете времени следует принимать во внимание длительность рабочей недели.

При пятидневном режиме работы, когда водителю дается возможность отдохнуть два дня, смена длится не больше восьми часов.

Когда используется шесть рабочих дней и один выходной, то смена уменьшается на час и не может превышать 7-ми часов.

Максимальной занятостью водителя за неделю может быть показатель не более 40 часов, поэтому крайне важно соблюдать эту установленную норму.

Следует учитывать, что правильно будет, если каждые 4 часа водитель делает 15-ти минутный перерыв, а если он работает на междугородних рейсах, то непрерывно вести автомобиль можно не более 2-х часов.

Длительная работа, которая может максимально продолжаться больше девяти часов, является исключением из правил, но и применяться может не чаще двух раз в неделю.

Суммированный

В законе установлено, что когда предприятие не может дать водителю ежедневную или еженедельную продолжительность работы, она переводит его на суммированный учет рабочего времени.

При этом контроль проводится раз в месяц, но период можно увеличить до трех месяцев.

Перевозка пассажиров в летне-осенний период на курортах или другие сезонные работы могут быть причиной для увеличения периода до полугода.

Отдельно оговаривается, что за весь учетный период продолжительность работы не должна быть выше, чем нормальное количество трудочасов.

Продолжительность каждодневной смены водителей не может быть более 10 часов, но и в этом случае есть исключения.

Так, если при междугородной перевозке водителю нужно еще время, чтобы доехать до точки отдыха, то длительность смены может увеличиваться до 12-ти часов, как и в случае с регулярными городскими и пригородными маршрутами.

Факторы, которые учитываются при составление графика

При разработке и внедрении графика нужно учитывать, что он состоит из нескольких частей. В этот перечень входят:

  • время управления машиной;
  • время перерывов на отдых в пути и в пунктах назначения;
  • подготовительное время перед выездом и после возврата;
  • период проведения медосмотра перед и после работы;
  • время стоянки в пунктах погрузки/разгрузки;
  • простои не по вине водителя;
  • время работ по ремонту рабочего автомобиля;
  • время охраны груза и машины при стоянке;
  • присутствие на рабочем месте, когда водитель не управляет машиной;
  • другие временные периоды, предусмотренные законами.

Как соблюдать режим труда и отдыха водителей дальнобойщиков по тахографу

Чтобы не нарушать порядок работы и отдыха, следует разобраться, какие временные промежутки допустимы для тахографа и каким образом их можно соблюсти.

Тахограф отслеживает личность водителя благодаря специальной карте, которая вставляется в прибор и обеспечивает работу техники, а отсчет времени идет в автоматическом режиме.

разновидности карточек тахографа

И водитель должен знать, когда ему нужно прекратить работу, и сколько он может отдыхать. Но поскольку суммированный график дает возможность превышать длительность дневной работы, с этим могут возникнуть проблемы и потребуется таблица, как ездить по тахографу в России.

ПроцедураВремя на нее
Длительность сменыНе более 10-ти часов в день и не более 90 часов в неделю
Перерыв в работе30 минут — 2 часа, в зависимости от времени, проведенного за рулем
Междусменный перерывНе менее двойной длительности работы в последний день работы
Ежедневный отдых (при ежедневном учете)Не менее 12-ти часов
Ежедневный отдых (при суммированном графике)Не меньше 11-ти часов (может быть сокращено до девяти часов не более трех раз в неделю если будет предоставлен дополнительный отдых)

: рабочая неделя водителя

Особенности выполнения норм, если управление ТС осуществляет два человека

Когда транспорт должен двигаться более 12-ти часов в сутки, то в рейс отправляется два и более водителей, которые смогут взаимозаменять друг друга.

Для полноценного отдыха машина обязательно должна быть оборудована спальным местом, таково требование закона.

В сутки пара водителей должна работать не более 21 часа, из них управлять машиной можно 18 часов.

При этом максимально без перерыва можно ехать все 4,5 часа, при том, что отдых считается только тогда, когда машина стоит. Даже если второй водитель не работает, во время движения он не отдыхает.

Обязательно нужно объяснить водителю, как правильно ездить по тахографу.

Так, чтобы поменять управляющего машиной, водители должны поменять местами карты в тахографе, после чего водителю, находящемуся за рулем будет считаться непосредственная работа, а напарник будет выполнять другие задачи, так считает тахограф.

особенности режимов труда и отдыха в РФ

Какой предусмотрен штраф за нарушение

Если водитель ездит без тахографа, не установил в него карту, либо прибор не работает, то водителю назначается штраф от тысячи рублей до 3000 рублей.

Предприниматели и должностные лица при этом получат взыскания от 5000 рублей до 10000 рублей.

Это же касается и нарушения графика работы и отдыха, когда будет выявлено превышение времени поездки, недостаточное время отдыха или другие проступки, то штраф будет также равен 1000-3000 рублей.

Законодатели планируют ввести новые размеры штрафов, при этом наказывать и юридических лиц.

Предварительно можно сказать, что штрафы будут довольно ощутимыми — от 50 000 рублей до 100 тысяч рублей, но за нарушения, связанные непосредственно с тахографом.

Ведь нарушение графика работы и отдыха — это проступок водителя, который наказывается статьей 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Максимальная санкция для водителя составляет максимум 3 тысячи рублей, но никаких больше мер не предусмотрено.

Режим работы и отдыха водителя позволяет ему нормально выполнять свою работу и предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций на дороге.

Контролировать график могут не только руководители работника, но и другие органы, к примеру ГИБДД.

Существует два вида графика учета времени — ежедневный и суммированный, в зависимости от особенностей деятельности предприятия.

Если же требования Трудового кодекса не будут выполнять, контролер имеет право назначить штраф.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://autolab24.ru/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-gruzovyh-avtomobilej-po-tahografu/

Приказ Минтранса №15: Режим труда и отдыха водителей

Какой правильный режим труда и отдыха водителей?

Вопрос — режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2018 году – в настоящее время строго регламентируется современным законодательством.

Водители грузовых авто, которые являются собственниками авто или руководители компании получают штрафы за отсутствие в транспортных средствах современных тахографов.

Это особые устройства, предназначенные для контроля режима работы водителя. Также штраф может быть присужден при за нарушение режима установленного труда и отдыха.

Несмотря на подобное положение вещей, не все водители обладают полной информацией относительно того, что представляет собой правильный режим работы за рулем и отдыха водителей.

В данной статье можно ознакомиться с основными положениями режима рабочего времени и отдыха для водителей грузовых авто.

Можно изучить соответствующую информацию в зависимости от разных ситуаций. Все они регулируются таким документом, как приказ Минтранса 15 режим труда и отдыха водителей.

Рабочее время сотрудника

Общий объем рабочего времени водителя грузового транспорта составляется из следующих важных временных периодов:

  • время управления автомобилем;
  • часы специально установленных перерывов на отдых от управления грузовым авто, как во процессе передвижения, так и в конечном пункте;
  • подготовительное и заключительное время, отведенное на выполнение работ перед выездом на маршрут и после возвращения с него в компанию. Если водитель осуществляет междугородние перевозки, исчисляется время выполнения работы в самом пункте оборота или в процессе передвижения перед началом или перед окончанием рабочей смены;
  • время, которое уходит на прохождение медицинского осмотра каждого водителя перед выездом на рейс или перед выходом на смену. Также сюда можно отнести время прохождения осмотра после возвращения со смены. Если для проведения осмотра требуется тратить время на путь, оно обязательно будет учтено, дорога туда и обратно;
  • время вынужденного простоя в пунктах погрузки или разгрузки продукции, а также на участках использования специализированных авто;
  • время простоя, возникшего не по вине водителя;
  • часы, потраченные на устранение в процессе рабочей смены разных эксплуатационных неисправностей у обслуживаемого авто. Это время принимается во внимание в том случае, если не требуется разборка механизма, при выполнении простых регулировочных работ в обычных полевых условиях, если рядом нет специальной технической помощи;
  • время, потраченное на организацию охраны груза и самого авто в период стоянки, а также на конечных и промежуточных станциях. Это правило распространяется на водителей, совершающих грузовые междугородние перевозки;
  • время водителя, не связанное с управлением автомобилем при выполнении дальних рейсов с задействованием сменщика;
  • другие случаи, предусмотренные законом России.

Представленные вниманию пункты являются свидетельством того, что водитель во время рабочей смены не может быть занят одним только вождением.

Если у водителя грузового авто стандартный 8-часовой рабочий день, в данные 8 часов входят все предрейсовые, послерейсовые врачебные осмотры, время на обед и отдых и так далее.

Если некоторые компании, принимающие на работу водителей диктуют правило делать перерыв за счет времени, выделенного на обед, это незаконно.

Особого внимания заслуживает время, потраченное на охрану перевозимого груза. В рабочее время оно может быть засчитано не полностью, но не менее 30%.

Если водитель находится на рабочем месте, но не управляет автомобилем, часы также могут быть засчитаны не полностью, но не менее 50%.

Подобные важные нюансы нужно обязательно принимать во внимание, чтобы избежать начисления штрафа.

Самое главное заранее позаботиться о том, чтобы все особые и сомнительные вопросы и моменты были внесены в режим труда и отдыха водителя международника и обычного городского грузового транспорта.

Варианты учета рабочего времени

Изначально нужно отметить, что для всех водителей грузовых авто должны быть составлены грамотно продуманные графики работы.

Это специальные схемы по часам работы, которые составляются руководителями компании и доводятся до сведения каждого водителя.

В подобных графиках, которые составляются на месяц, обязательно должны быть отражены все рабочие дни и строго с указанием начала и окончания рабочего дня или смены.

Обозначается время перерыва на обед или иной вид принятия пищи, а также дни законного еженедельного отдыха.

Для водителей грузовых автомобилей, работающих в современных компаниях, существует два типа и категории рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени, то есть длительного рабочего дня, которая находится в установленных законом пределах.
  2. Суммарный учет общего рабочего времени. Речь идет о длительности рабочих дней, которая может отличаться несколько отличаться. Установленные более длинные дни, которые по некоторым причинам не укладываются в принятые нормы, а также общее количество часов рабочего времени, должны находиться строго в пределах нормы.

Каждый из перечисленных видов и категорий распределения рабочего времени стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять особенности разработки режиме отдыха и трудового времени в зависимости от многочисленных сопутствующих факторов.

Ежедневный учет

Ежедневный учет времени работы водителя отличается простой.

В среднем сотрудник обязан работать по обычной 40-часовой неделе.

Если в компании принят 5-дневный режим, длительность одного дня не должна быть более 8 часов, если рабочая неделя состоит из 6 дней, каждый рабочий день длится не больше 7 часов.

Как уже отмечалось выше, во внимание принимается не только время управления авто, но большое количество иных моментов.

Суммированный учет времени работы – это более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время сотрудника не на протяжении одного рабочего дня, на всего месяца или даже сезона.

Время отчета может быть увеличено в том случае, если по какой-то причине не может быть соблюдена установленная трудовым законодательство еженедельная и ежедневная продолжительного общего рабочего времени.

Именно в этом случае применяется особый суммированный учет рабочего времени со средней продолжительностью периода в один месяц.

Суммированная форма учета общего рабочего времени может быть введена работодателем с учетом мнения всех представительских органов сотрудников.

Здесь предусмотрены свои особенности, при которых длительность рабочего дня может достигать 10 или 12 часов. Это касается междугородних грузовых перевозок для предоставления возможности водителям отдыхать в рейсе.

Кроме того, правила применяются к водителям, которые осуществляют грузовые перевозки к учреждениям разных городских служб, здравоохранения, к объектам почтовой и телефонной связи.

Как уже упоминалось немного выше, рабочее время водителя, который занимается грузовыми перевозками, относится не только к управлению авто. На это уходит только определенная часть дня.

Подобное распределение может быть разным, но не должно превышать 9 часов. Если перевозки осуществляются в сложной горной местности или на габаритном транспорте, максимальное время управления не может превышать 8 часов.

Положение об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей предусматривает две ситуации, при которых общее время управления увеличивается:

  1. До 10 часов при особенном суммарном учете рабочего времени. Данное увеличение допустимо не более 2 раз в неделю. Кроме того, руководитель компании обязан проследить за тем, чтобы у водителя не накапливалось более 90 часов рабочего времени за неделю.
  2. В процессе вождения грузовых авто по городским и пригородным маршрутам допустим суммированный учет времени вождения.

На основании этого у водителей грузовых авто на неделе могут возникать самые загруженные рабочие дни. При осуществлении несложных работ, верхнее время может быть не установлено, то есть при общем времени рабочего дня, на управление авто может уходить до 11 часов.

Режим отдыха водителей

Если говорить о законном отдыхе водителей во время рабочего дня, то он может состоять из таких составных частей, как:

  1. Перерыв на питание и обеденный отдых.
  2. Междусменный или ежедневный отдых.
  3. Непрерывный еженедельный выходной.

Для каждого вида отдыха могут быть установлены свои индивидуальные нормативы. Каждый из них стоит изучить более подробно.

Перерыв на отдых и принятие пищи

Время перерыва для полноценного отдыха и для принятия пищи может колебаться от 30 минут до 2 часов. Здесь все зависит от длительности рабочего времени.

При рабочем дне более 8 часов, водителю грузового авто могут предоставить 2 часа на обеденный перерыв.

Междусменный перерыв

В процесс стандартного учета времени продолжительного ежедневного отдыха может быть в два раза больше общей длительности рабочей смены. Стоит отметить, что время каждодневного отдыха включает также и время, отведенное на обед.

Например, если в обычный рабочий день водитель работает с 8 до 17 часов и имеет час обеденного перерыва, перерыв между сменами должен быть не менее 15 часов. Если в компании установлен 7-часовой режим дня, следующая смена может начаться примерно на 2 часа раньше.

При суммированном учете, продолжительность междусменного отдыха не должна быть менее 12 часов. Трудовым законодательством предусмотрены некоторые исключения, за счет которых может быть уменьшено общее время междусменного отдыха.

Вот некоторые из них:

  1. До 9 часов при работе на городских или пригородных грузовых перевозках. После окончания второй смены сотруднику должно быть предоставлено отдых между сменами в 48 часов.
  2. До 11 часов при осуществлении междугородних перевозок. Примерно три раза в неделю данное время допустимо уменьшать до 9 часов. В этом случае водителю предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Его длительность должна быть равна потерянному количеству часов.

В некоторых ситуациях на международных перевозках может быть предусмотрен разбитый отдых между сменами.

Его можно разделить части. При этом одна составляет не менее 8 часов, а общее время должно составлять 12 часов.

Заключение

Все представленные вниманию расчеты труда и отдыха для водителей грузового транспорта устанавливаются на основании трудового законодательства. Чтобы отслеживать соблюдение подобных условий требуется использовать специальные устройства – тахографы.

За нарушение рабочего режима в России предусмотрен административный штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Его размер в среднем составляет 1000—3000 рублей.

Подобными тахографами в обязательном порядке должны быть оснащены грузовые транспортные средства, которые принадлежат индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, тем, кто занимается перевозками.

Принятое законодательство по распределению труда не применяется к собственникам личных авто, которые занимаются грузоперевозками в частном порядке.

Несмотря на то, что штрафы за переработку в данном случае не предусмотрены, отдыхать необходимо. Излишняя усталость может привести к возникновению опасных ситуаций на дороге.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-gruzovyh-avtomobilej-po-tahografu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.